Тайвань незаменим при подготовке к будущим пандемиям

В фокусе
480 Копировать ссылку

Объявление Всемирной организации здравоохранения год назад, в мае 2023-го, об окончании пандемии коронавируса вызвало не только вздох облегчения, но и вопрос: не повторит ли человечество все сделанные ранее ошибки в случае возникновении новой, пока ещё неизвестной пандемии? Какие выводы сделаны на практике? Востребован ли наиболее успешный опыт отдельных стран?

В контексте этих вопросов особенно парадоксально, что, под давлением Пекина, за бортом ВОЗ остаётся Тайвань, который (особенно на раннем этапе пандемии) оказался одним из мировых лидеров в борьбе с COVID-19. Это государство сумело в самый острый момент пандемии сдержать первую волну заболеваемости и затем больше 200 дней продержаться без единого заболевшего, а также, например, за два месяца в 4 раза увеличить производство медицинских масок (уже к апрелю 2020-го более 10 миллионов масок было направлено в другие страны в качестве гуманитарной помощи). При этом Тайвань не вводил многонедельные драконовские карантины для миллионов людей, как это не раз происходило на территории Китая в 2020-2022 годах.

Тайвань начал готовиться к возможной пандемии задолго до возникновения коронавируса в китайском Ухане. Ещё в 2003 году, после вспышки атипичной пневмонии (SARS), также пришедшей из Китая, в Тайбэе сделали выводы из случившегося и создали единый центр по борьбе с эпидемиями. Поэтому свои первые меры по выявлению заболевших ковидом Тайвань начал принимать уже к 1 января 2020 года — когда власти Китая ещё продолжали уверять мир, что нет никаких признаков передачи заболевания от человека к человеку, и преследовали тех врачей, кто, как уханьский врач Ли Вэньлян (1985-2020), с фактами в руках доказывал обратное.

В этом контексте особенно прискорбно, что участие Тайваня, свободной, демократической и экономически развитой страны с более чем 23-миллионным населением, во Всемирной организации здравоохранения и использование в мировом масштабе накопленного Тайванем опыта блокируются под влиянием жёстко авторитарного режима Коммунистической партии в Китае.

Необходимости международного сотрудничества в сфере здравоохранения ради сохранения здоровья и спасения человеческих жизней посвящена статья министра здравоохранения и социального обеспечения Китайской республики (Тайвань) Сюэ Жуйюаня. Её русский перевод любезно предоставлен нашему изданию Представительством в Москве Тайбэйско-Московской координационной комиссии по экономическому и культурному сотрудничеству.


Три года пандемии COVID-19 привели к огромным человеческим жертвам, усугубив неравенство в сфере здравоохранения. Спад в мировой экономике отразился на жизни людей во всем мире. Подобный опыт продемонстрировал неэффективность нынешних методов глобального управления сферой охраны здоровья и реагирования всемирной системы здравоохранения на возникающие угрозы. И хотя COVID-19 больше не является «чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение» (ЧСОЗМЗ), а торгово-экономические отношения во всем мире вернулись в норму, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предупреждает об угрозе возникновения новой пандемии — пока неизвестной болезни Х, что делает крайне важным объединение всех стран мира ради дальнейшего укрепления системы управления здравоохранением.

ВОЗ и многие страны начали пересматривать свои стратегии реагирования во время пандемии COVID-19. Были выявлены слабые места в Международных медико-санитарных правилах 2005 года с точки зрения управления случившимся кризисом. В итоге мы имеем изменения, включающие в себя усиление надзора, отчетности и обмена информацией, повышение готовности к реагированию, а также пересмотр критериев объявления ЧСОЗМЗ.

Одновременно ведутся активные дебаты вокруг нового Соглашения по борьбе с пандемиями, целью которого является создание надежной глобальной системы управления пандемией, основанной на подотчетности, прозрачности и справедливости. Оно может быть одобрено на 77-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения.

Поскольку Тайвань не является государством-членом ВОЗ, мы не можем напрямую влиять на пересмотр Международных медико-санитарных правил 2005 года или на процесс разработки Соглашения о пандемиях. Тем не менее, мы по-прежнему продолжаем проявлять серьезную озабоченность в отношении содержания данных основополагающих документов и ходом развития событий вокруг них. Мы стремимся поделиться своими знаниями, накопленными в области управления пандемией, а также перенять передовой международный опыт.

Тайвань был первой страной, определившей риск эпидемии и оперативно принявшей меры по адаптации к ней. Одновременно Тайвань активно делился важнейшей информацией с глобальными партнерами, завоевав доверие общественности благодаря своей приверженности к открытости. Это имело решающее значение для эффективной реализации политики борьбы с пандемией.

Для победы над будущими пандемиями, мы продолжим стремиться к совершенствованию подходов создания вакцин, управления медицинскими ресурсами, использования технологий, защиты прав человека и борьбы с дезинформацией.

Мы решительно поддерживаем принятие и реализацию поправок к Международным медико-санитарным правилам 2005 года и Соглашения по борьбе с пандемиями. Мы призываем ВОЗ включить Тайвань в число подписантов вышеназванных документов. Это открыло бы для нас пути к сотрудничеству в области мониторинга новых штаммов вируса, составления отчетности и обмена данными о диагностике патогенов, а также возможности осуществления обмена результатами исследований новых вакцин и противовирусных препаратов или данными клинических испытаний. Все это необходимо ради поддержки коллективных глобальных усилий борьбы с будущими пандемиями, и укрепления устойчивой слаженности действий международного сообщества в данной области.

Мы призываем ВОЗ поддержать вовлечение Тайваня в процесс мониторинга в сфере глобального здравоохранения. Тайвань по-прежнему желает участия в ВОЗ, чтобы вносить свой вклад на основе принципов профессионализма и прагматизма. Тайвань стремится к сотрудничеству с ВОЗ с целью устранения географических пробелов в мировой системе обеспечения безопасности здравоохранения и создания всеобъемлющей глобальной структуры здравоохранения.

Независимый Совет ВОЗ по экономическим аспектам концепции «Здоровье для всех» подтвердил, что здоровье признано по меньшей мере 140 странами мира в качестве фундаментального конституционно закрепленного права человека. Несмотря на это, многие страны не приняли и не реализовали законы, гарантирующие доступ их граждан к медицинским услугам.

Тайвань упорно работал над целью всеобщего охвата услугами здравоохранения и достиг ее, последовательно улучшая на протяжении последних нескольких десятилетий качество оказания медицинской помощи в соответствии с рекомендациями ВОЗ. Тайвань эффективно интегрировал и выделял ресурсы социального обеспечения с целью улучшения первичной медико-санитарной и стоматологической помощи для всех, реализации программ поддержки психического здоровья, а также укрепления системы социальной защиты. Тайвань создал гибкую и устойчивую систему здравоохранения, способную бороться как с инфекционными, так и с неинфекционными заболеваниями.

Мы улучшаем здоровье всех на протяжении всей жизни. Более того, Тайвань стремится делиться накопленным опытом и знаниями в деле обеспечения всеобщего охвата услугами здравоохранения ради оказания помощи международному сообществу в достижении цели «Здоровье для всех».

Тема Всемирного дня здоровья 2024 года: «Мое здоровье — мое право». Это путь защиты права каждого человека в любой точке мира на доступ к качественным медицинским услугам, образованию и информации, а также на пользование безопасной питьевой водой, на доступ к чистому воздуху, качественному питанию, хорошим жилищным условиям, достойным условиям труда и благоприятной окружающей среде — путь свободный от дискриминации.

Посредством создания государственно-частного тандема, Тайвань вносит свой вклад в глобальные усилия по реализации права на здоровье в сотрудничестве со странами-партнерами и международными организациями. Мы улучшили медицинское обслуживание в небольших островных государствах южной части Тихого океана; улучшили питание женщин и детей, пострадавших от землетрясения на Гаити; укрепили способности стран Карибского бассейна адаптироваться к изменению климата; улучшили доступ к воде, санитарию и гигиену в медицинских учреждениях Кении. Помимо того, Тайвань оказывал гуманитарную помощь в восстановлении и реконструкции после стихийных бедствий, содействуя преодолению их последствий на Филиппинах, в Японии, на Гавайях (США), в Турции и в Индонезии.

Тайвань считает право на здоровье одним из основных прав человека. Однако права 23 миллионов жителей Тайваня игнорируются ВОЗ по политическим причинам. Тайвань, между тем, остается для всех людей во всем мире верным партнером в защите права на здоровье.

Мы призываем Всемирную организацию здравоохранения и все соответствующие структуры признать значительный вклад Тайваня в глобальное общественное здравоохранение и в реализацию основополагающего права человека на здоровье. ВОЗ необходимо проявить более непредвзятый подход, продемонстрировать гибкость, придерживаясь принципов профессионализма и инклюзивности.

Исходя из прагматических соображений, Тайвань не должен оставаться за бортом Всемирной ассамблеи здравоохранения, а также всех заседаний, мероприятий и механизмов ВОЗ, особенно связанных с Соглашением ВОЗ по борьбе с пандемиями. Это расширило бы возможности Тайваня к сотрудничеству с глобальными партнерами для защиты фундаментального права человека на здоровье, предусмотренного в Уставе ВОЗ, и для реализации принципа «никто не остается без внимания», провозглашенного в Целях в области устойчивого развития (ЦУР) Организации Объединенных Наций.