Smart Art в сентябре

Smart art
2846 Копировать ссылку

Этот выпуск Smart Art мы посвящаем проблеме взаимоотношений человека с окружающим миром и его недостатками. Как нам быть с реальностью, зачастую такой разочаровывающей и даже ужасающей? Изучать ее или, напротив, игнорировать? Создавать свое, альтернативное, пространство — или вглядываться в других, в тех, кто живет рядом с нами по иным правилам?

Фестиваль документального кино

Центр

Центр документального кино. Институт «Стрелка»

Фотография Вивиан Майер

Фотография Вивиан Майер
Фильм «В поисках Вивиан Майер» рассказывает о жизни женщины (1926-2009), которая всю жизнь работала няней, однако после смерти среди её вещей было обнаружено около ста тысяч фотографий, некоторые из которых являются настоящими шедеврами. Эта находка сделала Майер одной из величайших фотографов 20-го века.

Со 2 по 6 сентября в Москве во второй раз пройдет фестиваль современного документального кино «Центр». Входящие в его программу фильмы исследуют развитие современных мегаполисов и город как социальную систему, рассматривают изменение внешнего облика мегаполиса, расширение его границ, стиль жизни людей, проблемы экологии и глобализации.

Участники конкурсной программы — фильмы, представленные на крупнейших международных кинофестивалях (Каннский кинофестиваль, CPH:DOX, Sundance, IDFA и др.). Каждая картина в конкурсе будет впервые показана в России. Фестиваль дополнит внеконкурсная программа специальных показов «Art and the Сity» («Искусство и город»), рассматривающая место искусства и культурных институций в жизни большого города.

В этом году в программу показов вошли, среди прочего, фильмы посвященные Рейксмузеуму в Амстердаме, семье добровольных затворников из США, познающих мир через кино, феномену love-отелей в Японии, крупнейшей коллекционерше современного искусства Пегги Гуггенхайм.

Показы традиционно пройдут в кинотеатре Центра документального кино и в Музее Москвы, а также в Институте медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», в ГМИИ имени Пушкина, Мультимедиа Арт Музее, парке Красная Пресня.



Гастроли театра «Мастерская»

Тихий Дон. Дни Турбиных

Центр имени В. Мейерхольда

Спектакль «Дни Турбиных»

Спектакль «Дни Турбиных»

На сцене Центра имени Мейерхольда пройдут гастроли театра «Мастерская» (Санкт-Петербург) под руководством Григория Козлова. В этот приезд в Москву «Мастерская» покажет свою дилогию о гражданской войне и людях, которые пытаются удержаться на поверхности в трагической реальности братоубийственного конфликта: 5 и 6 сентября будет играться восьмичасовая эпопея «Тихий Дон», а 8 и 9 сентября — «Дни Турбиных» по пьесе Михаила Булгакова.

Театр «Мастерская» вырос из курса Козлова в петербургской Академии театрального искусства (СпбГАТИ) выпуска 2010 года. Во многом здесь повторилась история мастерской Сергея Женовача в ГИТИСе, выпуск которой 2005 года стал основой «Студии театрального искусства». Существуют также и тематические и стилистические пересечения между этими двумя театрами. На них возлагают большие надежды многие приверженцы традиционных театральных форм, здесь чувствуется вкус к слову и особенно — к русской классической литературе.



Театральный фестиваль

АртМиграция

Театральный центр на Страстном

Спектакль «Школа для дураков»

Спектакль «Школа для дураков»

С 11 по 15 сентября в Театральном центре на Страстном можно будет увидеть пять постановок молодых режиссеров в провинциальных театрах России. Их привозят в Москву в рамках ежегодного фестиваля «АртМиграция». В его программу вошли спектакли из Новосибирска, Калуги, Ярославля и Перми.

Среди авторов — итальянский драматург XVIII века Карло Гоцци и Венедикт Ерофеев, Квентин Тарантино (его сценарий к фильму «Бешеные псы» поставлен в лаборатории «Асфальт-театр») и Василий Сигарев. Новый главный режиссер Пермского ТЮЗа Максим Соколов представит спектакль по произведению своего однофамильца Саши Соколова «Школа для дураков». Вход на показы свободный.



Выставка

И всё-таки...

Музей Вадима Сидура

Вадим Сидур

Вадим Сидур

До 27 сентября в Музее Вадима Сидура работает экспозиция «И всё-таки...». Вадим Сидур (1924-1986) — один из наиболее значительных и недооцененных российских скульпторов. Его творческое наследие поражает: тридцать лет проработав в своей мастерской-подвале, Сидур создал более 500 скульптур, более 1000 графических листов. Его монументальные произведения еще при жизни художника были установлены во многих городах Германии и США. В мастерской-подвале Сидура в Москве возник свой особый мир, который не принимало официальное советское искусство, несмотря на то, что всегда находились друзья и ценители творчества скульптора. К нему приходили Элем Климов и Василий Шукшин, Булат Окуджава и Тонино Гуэрра, Генрих Бёлль и Юрий Трифонов. Драматург Сэмюэль Беккет, увидев в 1975 году скульптуру Сидура «Инвалид», написал: «Потрясающая скульптура, мощное и волнующее произведение, немота гнева и сострадания».

Обновленная экспозиция (ее главный куратор — известный немецкий ученый-славист, бывший директор Института русской и советской культуры имени Юрия Лотмана Рурского университета (город Бохум) и многолетний друг Сидура Карл Аймермахер) концентрирует внимание зрителя на эволюции творчества Сидура, проведя по трем этапам творческого развития скульптора (1950-е, 1960-е и 1970 — 80-е гг.). Произведения, выбранные для экспозиции, показывают специфические особенности, касающиеся тематической, эстетической и формальной трактовки творчества художника в каждый период, а также отдельных проблем человека и скульптуры в культурной традиции России и Западной Европы.

В основном пространстве музея на первом этаже размещены главные скульптуры и графические работы. Скульптуры расставлены с возможностью кругового обзора. В зале на втором этаже показаны работы Сидура на тему войны (экспозиция под названием «После войны»).

Экспозицию дополняют кураторские тексты и выдержки из интервью Сидура, дающие представление об эволюции его мировоззрения и формального метода, демонстрируется документальный фильм о скульпторе.

«Предприняв попытку освободиться от традиций, навязанных советским художественным образованием, и найти свой собственный путь в искусстве, Сидур следовал принципу «И все-таки…» — то есть, создавать произведения только по своим собственным художественным и этическим убеждениям. Результатом стали работы, которые не иллюстрируют и не парафразируют другие, уже существующие направления искусства, а каждый раз вовлекают любого зрителя в новый диалог. Этой успешной попыткой Сидур вписывает себя в многоликий контекст европейского искусства XX века», — объясняет выбор названия выставки Карл Аймермахер.



Фильм

Такси

Иран, 2015
Режиссер: Джафар Панахи

Такси

Кадр из фильма «Такси» 

Обладатель главного приза Берлинского кинофестиваля этого года, фильм «Такси» режиссера Джафара Панахи, о фестивальных показах которого SPJ писал в августовском выпуске Smart Art, выходит в регулярный прокат в России 17 сентября. Как странно и как сильно всего за один месяц может изменяться восприятие фильма в меняющемся контексте социальной и политической реальности — еще вчера преследования Панахи в Иране и запрет на его профессиональную деятельность выглядели для российского культурного пространства дикостью и вопиющим произволом. Однако теперь, на фоне 20-летнего тюремного срока в России для украинского режиссера Олега Сенцова, снятый опальным Панахи на видеорегистратор «Такси» выглядит едва ли не идиллически. Впрочем, тем важнее для нас этот фильм — свободное размышление о несвободной стране.



Фильм

Спасение

Россия, 2015
Режиссер: Иван Вырыпаев
В ролях: Каролина Грушка, Полина Гришина, Казимир Лиске, Антон Адасинский, Александр Баргман, Вильма Кутавичюте и другие

Кадр из фильма «Спасение»

Кадр из фильма «Спасение»

24 сентября в прокат выйдет новый фильм Ивана Вырыпаева «Спасение». Известный режиссер и драматург, бывший худрук театра «Практика», сообщивший в конце августа, что решил большую часть времени проводить в Польше, а не в России, снял фильм о католической монахине, приехавшей в индийскую часть Тибета. Встреча миров, вер, цивилизаций открывает героине многообразие бытия и его многомерность, вызывает в ней новые чувства и мысли.



Фильм

Декамерон

Италия, Франция, 2015
Режиссеры: Витторио Тавиани, Паоло Тавиани
В ролях: Флавио Паренти, Риккардо Скамарчио, Микеле Риондино и другие

Кадр из фильма «Декамерон»

Кадр из фильма «Декамерон»

В этот же день, 24 сентября, на экранах появится новый фильм братьев Тавиани «Декамерон», снятый по мотивам легендарного произведения Джованни Бокаччо (1313-1375). Предыдущая работа ветеранов итальянского кино — Витторио в этом году исполнится 86 лет, а Паоло 84 года — «Цезарь должен умереть» (в которой настоящие заключенные репетировали в итальянской тюрьме спектакль по «Юлию Цезарю» Шекспира) вышла в 2012 году и была удостоена Золотого Медведя в Берлине.

Действие «Декамерона» Бокаччо разворачивается также в замкнутой и опасной среде, хотя на вид и гораздо более жизнерадостной. Десять юношей и девушек уединяются на природе, чтобы совместно переждать страшную эпидемию чумы, которая в середине XIV века прокатилась по всей Евразии. В общей сложности тогда погибло до 60 миллионов человек, в некоторых странах и регионах — до половины всего населения.

Молодые герои «Декамерона» пытаются отгородиться от бед в своем узком мирке — как и мы прохлаждаемся на террасах кафе, лишь по телевизору наблюдая толпы беженцев, идущие неподалеку от нас войны и прочие проблемы современности. Может ли эскейпизм, (то есть бегство от реальности и попытка жить, невзирая на зло вокруг) стать спасительным, возможно ли с помощью любви и культуры создать позитивную, созидательную альтернативу тому негативу, которым наполнены будни?