Дети и история

Имхо
4916 Копировать ссылку

Как и положено, к концу Страстной недели сгущается мрак – «власть тьмы», которая и всегда не дремлет, а тут уж! Даже если не подверстывать духовную подоплеку под происходящее, то сегодняшние события поражают своей дикостью, хотя, казалось бы, чего уж тут удивляться.

В четверг ряженые в военную форму взрослые люди, почему-то с баяном (для выражения большей народности, очевидно), около Дома кино забросали яйцами и облили зеленкой детей, победителей конкурса, устроенного «Мемориалом» (уже не первый раз, кстати) и членов жюри, в том числе писательницу Людмилу Улицкую. Кричали им, что они фашисты и враги, что не позволят чернить историю. Дети изучали семейные документы, архивы, думали, погружались в историю, тем самым входя в самую ее суть, записывали свои впечатления, делали выводы. Это такая настоящая научная работа, живая память. «Мемориал» издает эти детские работы, есть уже несколько книг.

Поражает, конечно, что взрослые вызверились на детей. Но тут уж классовое чутье, его не обманешь! А кто носитель – ребенок или писатель – не важно. У врагов нет возраста и пола. Ну, то есть дети столкнулись ровно с тем, про что писали в своих сочинениях. То есть эти негоди преподали детям урок с погружением в атмосферу.

С одной стороны, конечно, бедные дети! А с другой, – они столкнулись лоб в лоб с реальностью, о которой только читали. Когда мы росли, у нас были даже не иллюзии, а другое мнение о народе. Ну, примерно, как в «Белой гвардии»: «богоносцы достоевские, графа Толстого сочинение». А эти, современные книжные дети, сразу увидели, что к чему и кто к кому. У них иллюзий не будет, но хорошо бы осталась вера в то, что народ – это не эти ряженые, проплаченные хамы.

И в этот же день выложили в сеть социальную рекламу «Умирать не страшно», снятый почему-то под шапкой «Ералаш-Самара». Упитанный мальчик, в военной форме, якобы убитый на войне, явившись своим современным ровесникам, отвечает на их вопросы.

Дело не в примитивности вопросов и ответов, а в том, что авторы решили – в духе времени, – что так можно разговаривать, что к такой глупости можно свести войну, самопожертвование, смерть. Так фальшиво во всем, в каждом жесте, в каждом слове. Последняя фраза, к которой все сводится: «Умирать не страшно – важно, что мы победили» – это то, что нужно сегодняшней власти. Ты нужен, только чтобы использовать твою жизнь. Какие тут вопросы к власти, какая там ее ответственность, какое там «сбережение народа» – или выбросили эту цитату за ненадобностью?

Помните хронику, где Гитлер в последние недели войны обходит строй гитлерюгенда и треплет мальчика лет одиннадцати по щеке, мол, иди и умри за великую Германию и фюрера. А мы и не удивлялись: что же еще ждать от фашиста и изверга! Посылать детей на смерть! Наши-то не такие. У нас «Сын полка», Ваня Солнцев, лихой, непослушный, всеми любимый и всячески оберегаемый, потому что мал еще умирать! Или другой Иван из «Иванова детства» Тарковского по повести Богомолова. Куда сложнее, чем повесть Катаева, но и там главное – это человечность и то, как опасна утрата ее на войне. Тарковский снимал кино про трагедию жизни мальчика на войне, и судьба мальчика воспринималась как вообще трагедия человека войны. Об этом говорил и Сартр после вручения фильму Золотого льва на Венецианском кинофестивале. Но какой нам Сартр, Тарковский и Венеция – сплошная контрреволюция!

Сейчас «новое время – новые песни». Этот ролик, например. Он снят для тех детей и родителей, кто не видел «Иванова детства» и вряд ли увидит: его же не показывают по Первому каналу. Этот пошлый ролик для тех, кому «не нужна альтернативная история» – такие лозунги держали «патриоты» около Дома кино, куда шли другие дети, думающие про страну, про ее прошлое, желающие разобраться в нем.

В 90-е годы термин «альтернативная история» относился к сочинениям Фоменко-Носовского и означал ненаучный подход к прошлому. То есть просто неправду, не основанные ни на чем домыслы, иногда, говорят, яркие, впрочем. Теперь вот «альтернативная история» означает именно правду, неугодную дядькам с баяном, которые поют по бумажке военные песни со вставленной в тексты фамилией Путина.

Этот упитанный мальчик из ролика тоже, наверное, мог бы объяснить, скажем, Ивану из фильма А. Тарковского, что теперь в ходу такая правда о войне, а не его, тарковско-бурляевская, что их нервное, трагическое мировосприятие, подчинение всей жизни войне и мести теперь не нужны, что все куда проще, что «отливать (!) снаряды» тяжело, но «знаешь, как мы гордились, что наши снаряды помогают бить немцев».

Пошлость и пафос стали мерой военной темы. Любое переживание вытесняется во внешнее, если ты никак внешне не подчеркиваешь своего чувства, значит, ты ничего не чувствуешь. Кассирша в магазине вместе со сдачей положила мне ленточку. Говорю, что не возьму. Она так на меня посмотрела, что я думала, она вызовет охрану. Это был взгляд, полный праведного гнева, и посылался он врагу.

Все встало с ног на голову. Детские исследования объявляются покушением на правду, пошлая реклама, соблазняющая малых сих, должна сформировать новых патриотов. Дети вырастут, и те, и эти, и «повторится все, как встарь». Закладывается еще один виток борьбы «наших» против «не наших», еще виток, и еще, и еще! Но такие витки рано или поздно превратятся в петли.

Страстная неделя скоро закончится, но и Светлая едва ли будет свободной от этих страшных страстей. «Власть тьмы» будет побеждена в духовном смысле, но в человеческом еще не скоро.

Иллюстрация: Группа «АЕС+Ф» Из серии «Action Half Life». 2003-2005.