Этот обзор мы посвящаем диалогу различных театров России с традициями и историей. Одни работают с прошлым целой страны, другие с легендами своего театра, третьи — с культурным наследием стран-соседей. Предлагаем вашему вниманию несколько спектаклей, в которых прошлое не отвергается огульно и не принимается целиком. Здесь его переосмысливают, обогащают современностью, но главное — пытаются понять, а не использовать.
Днем 14 марта на одной из камерных площадок Академического театра имени Маяковского Творческое объединение «Гнездо» представляет две свои постановки по пьесам различных театральных направлений средневековой Японии.
Пьеса Но в двух действиях
Киёцунэ
Творческое объединение «Гнездо»
Режиссер: Александр Гнездилов
В ролях: Мария Фортунатова, Виталий Кудрявцев и Евгений Елсуков
Спектакль «Киёцунэ»
«Киёцунэ» — недавняя премьера театра. В основу спектакля легла пьеса легендарного Дзэами Мотокиё (1363-1443), актера и руководителя труппы театра Но. Сын основателя этого искусства Канъами, Дзэами стал наиболее значительным драматургом, теоретиком и исполнителем Но. Существующая с XIV века труппа Кандзэ (Канъами + Дзэами) — старейшая на планете, да и сам Но — древнейшая из непрерывно существующих театральных традиций, ей сейчас более 650 лет. При этом тексты Но в российском театре никогда не ставились — их порожденная дзэн-буддизмом бездейственность, фиксация на неизменном от начала до конца пьесы состоянии героев никак не сочетались с традициями психологизма и драматического действия.
«Киёцунэ» — первый такой опыт. Режиссер и худрук «Гнезда» Александр Гнездилов сохранил традиционные мизансцены и пространство Но, его минимализм и условность, почти полностью отказываясь от исторического и этнографического контекста. Основные изменения коснулись актерских задач — вместо масок-амплуа в «Киёцунэ» «Гнезда» живые люди со своими характерами.
Средневековый японский фарс - Кёгэн
Подаяние не дали
Творческое объединение «Гнездо»
Режиссер: Александр Гнездилов
В ролях: Константин Карташов и Евгений Елсуков
Спектакль «Подаяние не дали»
Вместе с пьесой Но будет также сыгран не имеющий авторов народный фарс-кёгэн «Подаяние не дали». 6 лет назад с этого коротенького, незатейливого и забавного представления с антиклерикальным подтекстом началась история «Гнезда».
Спектакль по произведению Льва Толстого
Плоды просвещения
Академический театр им. В. Маяковского
Режиссер: Миндаугас Карбаускис
В ролях: Игорь Костолевский, Михаил Филиппов, Ефим Байковский, Галина Анисимова, Наталья Палагушкина, Расми Джабраилов и другие
Спектакль «Плоды просвещения»
Сам театр имени Маяковского 18 и 27 марта представляет новые «Плоды просвещения». Легендарная постановка Петра Фоменко по комедии Льва Толстого шла на этих подмостках целых два десятилетия, начиная с 1985 года. Теперь ученик Фоменко Миндаугас Карбаускис не восстанавливает старый спектакль, но и не порывает с традицией. Этот спектакль находится в почтительном и ироничном диалоге со своим предшественником, постановщик сохраняет его наиболее знаковые мизансцены и одновременно создает свои новые.
В «Плодах просвещения» Карбаускиса играют как звезды Маяковки, так и совсем молодые актеры. Светлана Немоляева сменила роль Звездинцевой на появление во втором акте в образе кухарки — ее основным партнером на сцене становится бывший повар в исполнении Расми Джабраилова. Игорь Костолевский сыграл главную мужскую роль — Звездинцева, тогда как у Фоменко «был» его сыном.
Особенный подарок: оставшиеся на прежних ролях профессора, толстой барыни и камердинера Михаил Филиппов, Галина Анисимова и Ефим Байковский. Филиппов демонстрирует сплав мастерства и неукротимого игрового темперамента, а двое старейшин театра не только остаются высокими профессионалами, но и заключают в себе трогательную связь времен. В главной женской роли горничной Тани — Наталья Палагушкина, главное открытие Маяковки последних сезонов. Еще целый ряд выпускников театральных вузов исполняют (и вполне достойно) свои первые «взрослые» роли в этом спектакле. Необходимо упомянуть также «трио мужиков», сыгранное Игорем Марычевым, Виктором Запорожским и Сергеем Удовиком.
Спектакль
Зачарованные смертью
Авторский театр в Санкт-Петербурге
Режиссер: Олег Дмитриев
В ролях: Анжелика Неволина, Владимир Селезнев и Сергей Козырев
Спектакль «Зачарованные смертью»
23 и 25 марта Авторский театр в Санкт-Петербурге, созданный учеником Льва Додина, актером и режиссером Олегом Дмитриевым, представляет на сцене Музея Достоевского спектакль по прозе Светланы Алексиевич «Зачарованные смертью».
Эта постановка — заключительная часть триптиха «Мы живем, под собою не чуя страны...». В спектакле заняты актеры Малого драматического театра — Театра Европы Анжелика Неволина, Владимир Селезнев и Сергей Козырев. Авторский театр последовательно и упорно обращается к теме исторической памяти, к теме XX века, который и сегодня своими трагедиями и катаклизмами продолжает в немалой степени влиять на поведение и правила жизни как отдельных людей, так и всего общества в целом.