Smart Art в октябре: выставки

Smart art
4375 Копировать ссылку

За последние годы значение Востока для России заметно выросло. Россиянин всё чаще слышит из средств массовой информации о положении экономики Китая, взаимоотношениях суннитов и шиитов, «Арабской весне» и ракетных пусках в Северной Корее. Политика России устремилась в Азию. Поэтому и в центре внимания нашего арт-обзора, помимо российского и западного искусства, немало событий, связанных с цивилизациями Востока, от арабского мира до Японии.

Москва

Выставка произведений Валентина Серова

Третьяковская галерея на Крымском валу представляет выставку произведений Валентина Серова (1865-1911). Этот художник синтезировал в своем творчестве лучшие традиции реалистической школы, уроки старых мастеров, новаторства современных ему живописцев. Он не только определил развитие стиля модерн в России, но и стал предтечей авангарда.

Одаренность Серова позволяла ему ярко проявлять себя в разных сферах изобразительного искусства. Жанровый диапазон его работ включает исторические картины, пейзажи, бытовые зарисовки, иллюстрации. Но главное: Серов был выдающийся портретист, он создал обширную по количеству и редкую по качеству исполнения и глубине характеристик галерею образов эпохи рубежа веков.

Выставка демонстрирует произведения мастера, благодаря которым художник обрел любовь как великосветских особ, так и художественной элиты своего времени, как приверженцев реалистической традиции, так и ценителей авангарда.

Эволюция стиля Серова отражена в экспозиции, которая начинается с пленэрных полотен 1880-х годов, написанных в манере близкой импрессионистам, продолжается в портретах модерна и декоративных портретах 1900-х, а завершается произведениями, в которых мастер приближается к выразительности экспрессионизма. Одно из важнейших полотен в этом разделе — портрет И.А. Морозова на фоне натюрморта А. Матисса, который был написан в стилистике фовистов (1910).

На выставке собраны полотна из Национальной галереи Армении (портрет Марии Акимовой, 1908), Музея Орсе (портрет двоюродной сестры художника Марии Львовой, 1895 — той самой Маши Симонович, знаменитой «Девушки, освещенной солнцем») и даже Офицерского фонда Королевской лейб-гвардии Дании (портрет Александра III, 1899).

Валентин Серов. Портрет Иды Рубинштейн, 1910

Валентин Серов. Портрет Иды Рубинштейн, 1910

Графическая часть экспозиции уникальна по-своему: вместе собраны листы из 15 музеев и 4 частных собраний. Представлены работы Серова в самых разных жанрах и во всех возможных графических техниках: акварель, гуашь, пастель, карандашные рисунки. Существует множество произведений, которые находятся в пограничной зоне между живописью и графикой, когда в живописи начинает доминировать контур, силуэт, а в рисунке происходит работа цветом.

На выставке можно увидеть опыты Серова в монументально-декоративном искусстве — рисунки на античные мотивы для росписи особняка Носовой. Представлены театральные работы, связанные с постановкой оперы «Юдифь» крупного русского композитора Александра Серова, отца художника, а также грандиозный занавес для балета «Шехеразада» Римского-Корсакова, созданный для Русских сезонов Дягилева (1911, собрание семьи Ростроповича и Вишневской).

Завершает экспозицию выдающаяся работа позднего Серова, «Портрет Иды Рубинштейн» — этим произведением он приблизился к стилистике экспрессионизма. Картина синтезирует не только эволюцию живописного и графического языка мастера. В ней соединились все основные линии его творчества — крупная форма и минимализм графического арабеска, декоративное панно и театральная афиша, идеальная обнаженная модель и выразительный характерный портрет.

Благодаря разделу документов, писем и фотографий, Серов предстает как одна из авторитетнейших фигур в общественной жизни своего времени: педагог, член Совета Третьяковской галереи, участник объединений ТПХВ, «Мир искусства» и «Союз русских художников». В 1905 году он покинул Академию художеств в знак протеста против роли в событиях «Кровавого воскресенья» 9 января ее президента, великого князя Владимира Александровича, командовавшего гвардией и Петербургским военным округом.



Луиз Буржуа. Структуры бытия: клетки

Выставка легендарной Луиз Буржуа (1911-2010) проходит в московском Музее современного искусства «Гараж». На ней показывают знаковые работы скульптора и художницы — от ранних модернистских скульптур до знаменитого гигантского паука «Маман» (1999) и самых поздних работ из серии «Клетки». Луиз Буржуа родилась в Париже, где училась живописи у Фернана Леже (1881-1955), который однажды, изучая ее рисунки, заметил: «Вы — настоящий скульптор». В 1938 году эмигрировала в Нью-Йорк, где жила и работала до самой смерти. Леже был членом коммунистической партии и поначалу Луиз Буржуа в своем творчестве также придерживалась левых идей. В дальнейшем, уже в США, Буржуа перенесла центр тяжести с вопросов социально-политического толка на гендерную проблематику.

Ее работы часто интерпретируют в психоаналитическом ключе — как попытку изжить глубинные персональные травмы, хотя сама Буржуа в своих текстах и интервью размышляла скорее о социальной «травме женственности» в условиях патриархального общества. Творчество Луизы Буржуа порой называют энциклопедией современного искусства: в нём нашли свое отражение все основные направления искусства двадцатого века — кубизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм и конструктивизм. Её работы — абстрактные и фигуративные, реалистичные и ирреальные, сделаны в разных манерах и из различных материалов, в числе которых оказывались дерево, мрамор, бронза, гипс, латекс и ткань.

Луиз Буржуа, Маман

Луиз Буржуа. Маман

Экспозиция «Луиз Буржуа. Структуры бытия: клетки» посвящена серии выдающихся скульптур-энвайронментов, созданных Буржуа за последние двадцать лет ее жизни. Посетители Музея увидят более 80 работ художницы: инсталляции, ранние скульптуры, живопись и рисунки, которые предшествовали этому грандиозному новаторскому циклу работ. Наряду с ними «Гараж» представит две масштабные скульптурные работы Луиз Буржуа: на площади перед Музеем будет установлен монументальный бронзовый паук «Маман» (1999), а в Атриуме «Гаража» впервые в мире будет показана инсталляция «Завладел ли день ночью или ночь завладела днем?» (2007).

Термин «клетка» впервые возник в ходе подготовки к Международной выставке в Музее искусств Карнеги в Питтсбурге в 1991 году, где Луиз Буржуа представила шесть работ цикла. Для нее это слово обладало рядом значений — от биологической клетки живого организма до тюремной камеры и монашеской кельи. Как говорила она сама, ««Клетки» представляют разные виды боли: физическую, эмоциональную и психологическую, душевную и умственную. В каждой «Клетке» есть удовольствие вуайериста — трепет от того факта, что ты наблюдаешь или наблюдают за тобой. «Клетки» либо притягивают, либо отталкивают друг друга. Они стремятся стать единым целым, слиться или, наоборот, отделиться друг от друга». Выполненная по заказу галереи Тейт Модерн специально для открытия Турбинного зала музея скульптура «Маман» стала одной из знаковых и самых узнаваемых работ в серии «Пауков». Этот мотив впервые появился на двух рисунках художницы в 1940-х годах, а в 1990-е приобрел особенно важное значение в ее творчестве. Крупнейшая работа этого выразительного цикла скульптур, «Маман» балансирует над землей на восьми длинных тонких ногах, защищая подвешенную к ее брюшку сеть с восемью мраморными яйцами. Хищная и в то же время уязвимая паучиха служит образом матери скульптора. Ключевым элементом шестиметровой скульптуры «Завладел ли день ночью или ночь завладела днем?» служит гигантское вращающееся зеркало. Зеркала как символ истины и самопознания представляли для Буржуа большой интерес и не раз появлялись в «Клетках», приглашая зрителя стать непосредственным участником их внутренней композиции.



Павел Пепперштейн. Будущее, влюбленное в прошлое

В рамках Шестой Московской биеннале современного искусства в Мультимедиа арт музее проходит выставка одного из самых ярких художников современного российского искусства. В своих работах Павел Пепперштейн отстаивает идею построения новых утопий. В этих утопиях он объединяет самые различные пласты мировой и российской культуры и, постоянно находя точку резонанса с будущим, вплетает в свои работы чисто российские мифологемы и интернационализованные визуальные коды русского авангарда. Художник лавирует между позицией наивного ребенка и просветленного юродивого, транслируя художественные месседжи, артикулирующие предапокалиптические предчувствия.

Павел Пепперштейн. Способ общения в стиле 3111 года

Павел Пепперштейн. Способ общения в стиле 3111 года, 2009

Деятельность группы «Медицинская герменевтика», основанной Пепперштейном в конце 1980-х годов, стала новым этапом развития московского романтического концептуализма. Сегодня, когда многое из того, что пульсировало и было живой тканью современного искусства в конце ХХ века, прекратило свое существование, импульс, заложенный «Медицинской герменевтикой», оказался достаточным, чтобы «психоделический реализм» Павла Пепперштейна продолжал свое поступательное развитие. Каждый новый проект Пепперштейна наследует найденным им более четверти века назад принципам нового поэтического синтеза визуального и вербального.



Аниш Капур. Моя алая родина

Еврейский музей и центр толерантности при поддержке Lisson Gallery (Лондон), в рамках Шестой Московской биеннале современного искусства представляет первую в России персональную выставку Аниша Капура. Аниш Капур — один из самых влиятельных художников, изменивших представление о современной скульптуре. Он родился в Бомбее, с 1970-х живет и работает в Лондоне. В 1990 году скульптор представлял Великобританию на Венецианской биеннале, где был отмечен премией «Premio Duemila», а через год стал лауреатом Премии Тернера. В 2009 году Аниш Капур стал первым из ныне живущих художников, чья выставка прошла в лондонской Королевской академии художеств.

Аниш Капур. Моя алая родина, 2003

Аниш Капур. Моя алая родина, 2003

На выставке в Москве будут показаны четыре знаковых для творчества Аниша Капура скульптур, выполненные в его узнаваемом стиле, который неразрывно связан с образом пустоты, зеркалами и личными переживаниями наблюдателя. Цвет, сталь и воск — три элемента, с помощью которых Аниш Капур манипулирует материалом и создает пейзажи, передающие новое понимание о возвышенном и уникальном.



Последние самураи. Дипломатические миссии сёгуната Токугава

Центр фотографии имени братьев Люмьер и Японский институт фотоиндустрии представляют выставку, рассказывающую о первых японских заграничных миссиях, которые положили начало трансформации Японии из аграрной страны в одно из ведущих государств мира. Конец периода Эдо (1603-1868) и правившего в эту эпоху Японией сёгуната Токугава ознаменовала Реставрация Мэйдзи (иногда этот период именуют и Революцией Мэйдзи), когда власть вернулась от сёгунов к императорам и все феодальные сословия были упразднены, в том числе и сословие самураев.

В 1853 году американская эскадра под предводительством командора Мэтью Пэрри запросила разрешения войти в порт Японии, следовавшей на тот момент политике изоляции. В 1854 году порт был открыт. Стороны подписали договор о мире и дружбе. В 1860 году дипломатическая миссия из 77 делегатов, возглавляемая чрезвычайным послом сёгуната Токугава Масаоки Синми, высадилась в США, чтобы ратифицировать договор о дружбе, торговле и судоходстве. Миссия путешествовала на американском корабле и, в частности, посетила Вашингтон. Делегация, осуществив обмен важными документами, которые подтверждали ратификацию договора, встретила радушный прием. Дипломаты получили представление о развитии международного сообщества и достижениях западной цивилизации. Поездка послужила сильным толчком для революции Мэйдзи.

Первая японская миссия в Европу, Франция, 1862

Первая японская миссия в Европу, Франция, 1862

В 1862 году бакуфу (правительство сёгунов Токугава) направило первую дипломатическую миссию в Европу для изучения искусства, науки и технологий. В этом же году многочисленная группа японских студентов высадилась в Нидерландах. В 1863 году вторая дипломатическая миссия сёгуната Токугава прибыла в Европу для приобретения военно-морских навыков, знаний в области социальных наук и медицины.

Путешествуя по США, Франции и Нидерландам, дипломаты интересовались фотографией, которая на тот момент была почти не известна в Японии. Делегаты привезли на родину газеты, где печатались работы американских и европейских репортеров, и фотографии американцев, принимавших японскую миссию. Эти артефакты ценны не только с художественной точки зрения, но и как антропологическое исследование. Выставка представляет более ста фотографий самураев, которым принадлежит заслуга модернизации Японии и распространения в ней знаний о других странах.



Керамика Раку: Вселенная в чайной чаше

ГМИИ имени А.С. Пушкина представляет выставку японской керамики Раку, подготовленную совместно с Музеем Раку, Японским фондом, Посольством Японии в России и Национальным музеем современного искусства в Киото. На выставке можно увидеть чаши, чайницы и другую утварь для чайной церемонии. Предметы создавались мастерами династии Раку на протяжении 450 лет. Начало этому типу керамики для чайного действа было положено гончаром Тёдзиро в период Момояма (1573-1615). Семье Тёдзиро была дарована фамилия Раку, что в переводе значит «радость, наслаждение». Стиль Раку как воплощение эстетического принципа ваби, оказал значительное влияние на японскую культуру.

Большая часть экспонатов — это произведения из коллекции Музея Раку в Киото. В 1978 году Раку Китидзаэмон XIV создал этот музей, чтобы коллекция династии стала доступной для посетителей, а до этого момента она бережно хранилась в семье. Кроме произведений из коллекции Музея Раку на выставке представлены работы из собраний чайных школ Омотэсэнкэ и Урасэнкэ. Обе школы основаны потомками выдающегося чайного мастера Сэн Рикю (1522-1591).

Керамика дома Раку

Керамика дома Раку

В XVI веке Сэн Рикю создал новый стиль чаепития. Он отказался от роскошных церемоний и декоративной посуды, которая в большинстве случаев была изготовлена в Китае и Корее. Точным воплощением идей мастера стали произведения родоначальника семьи Раку — Тёдзиро. Однотонные красные и черные чаши Тёдзиро отвечали принципам ваби, что в переводе с японского значит «простота, безыскусность». В своих работах наследники династии Раку старались отразить дух времени и привнести новые эстетические элементы. Согласно японской философии, чаши отражают душу своего создателя. В чайной церемонии самое важное это отношения того, кто готовит чай, и того, кто его пьет. Чайная церемония — особый ритуал, где каждое движение осознанно, а все внимание сосредоточено на духовном взаимодействии хозяина и гостя.

На выставке зритель сможет увидеть работы всех мастеров династии, включая действующего главы семьи Раку Китидзаэмона XV и его наследника Ацундо (Сокити). Кроме того, в экспозиции представлена японская живопись и каллиграфия XV–XVIII веков, включая произведения знаменитых художников Хонъами Коэцу, Таварая Сотацу и Огата Корина. По словам Раку Китидзаэмона XV, такую полную экспозицию произведений Раку не всегда можно увидеть даже в Японии.



Санкт-Петербург

Сосуд вечной радости: японские миниатюрные чайники для сэнтя

Коллекция миниатюрных японских чайников Государственного Эрмитажа является одной из крупнейших в мире. Её основу составляет собрание государственного и общественного деятеля, коллекционера и мецената Александра Половцова (1832-1909). На выставке представлено 116 уникальных по стилю и характеру изделий из коллекции, хранящейся в Отделе Востока музея. Все предметы экспонируются впервые. Экспозиция ставит целью показать миниатюрные произведения керамики и фарфора, как особый тип декоративно-прикладного искусства Японии, а также представить эти изделия в широком контексте японской культуры, в связи с чайными традициями и их философским и историко-культурнымсвоеобразием.

Чайник тяхэй, XIX в.

Чайник тяхэй, XIX в.

Чайная культура — один из самых древних и разнообразных феноменов цивилизации Дальнего Востока. С чаем японцы познакомились в VIII веке, когда он проник в Японию из Китая. Чаепитие, практиковавшееся вначале замкнутым кругом монастырского духовенства, постепенно приобрело в Японии характер светской церемонии тя-но ю, и в XIV-XV веках чай уже был важной частью аристократического образа жизни. Именно тогда стал формироваться ритуал светского чаепития со строгими правилами и детально разработанным реестром утвари для приготовления напитка, распространились чайные состязания, во время которых участники должны были определить сорт чая и даже место его сбора.

Наряду со старой традицией тя-но ю с XVII века в Японии существовала также и чайная церемония приготовления и питья листового зелёного чая — сэнтядо (сэнтя — собирательное название для ряда самых популярных сортов зеленого чая в Японии). Она отличалась от более ранней церемонии способом приготовления, ритуалом и утварью. К концу XVIII — началу XIX века ритуал, связанный с питьём сэнтя, распространился почти во всех слоях японского общества. Чайник — главное «действующее лицо» этого ритуала. На выставке также представлены китайские изделия печей Исина, послужившие прототипами японской керамики. Гравюра укиё-э и фотографии, тематически связанные с чаем и чаепитием, дополняют экспозицию.



Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма

В Государственном Эрмитаже, на 3 этаже Зимнего дворца, открылась выставка «Обитель милосердия. Искусство тибетского буддизма». На ней представлено около 350 произведений VIII — начала XX веков из собрания Государственного Эрмитажа. Среди предметов, большинство из которых экспонируются впервые — буддийская скульптура, живописные произведения (тангка), среди них мандалы, изображения для астрологических ритуалов, ступы, ритуальные предметы, гау-реликварии, цаца. Особого внимания на выставке заслуживает единственная в Эрмитаже бонская статуэтка — уникальная фигурка божества религии бон, которая являлась основной до создания тибетского государства в начале VII века и занимала главенствующие позиции в Тибете вплоть до XIII в. Бонских произведений сохранилось намного меньше, чем традиционной пластики и живописи.

Буддизм начал распространяться в Тибете в VII веке и проникал сюда через Непал, Индию, Китай и Восточный Туркестан. Искусство этих регионов оказало значительное влияние на формирование художественных традиций Тибета — буддизм принес новые представления о совершенной красоте божеств и строгие иконографические каноны изображений. Но мастера, соблюдая иконометрию, по-своему осмысляли образы божеств, вводили этнические черты в лики и добавляли национальные особенности в декоративные детали.

Хеваджра. Тибето-китайский стиль, ХVIII век

Хеваджра. Тибето-китайский стиль, ХVIII век

В тибетском искусстве божество, цвет его тела, поза, жесты и украшения — всё имеет определённое значение, понятное каждому адепту и предписанное иконографическими и иконометрическими канонами, а также структурой буддийского пантеона, в котором есть различные разряды — учители, Будды, бодхисаттвы, женские божества, идамы, дхармапалы, дакини, локапалы, низшие божества. Для каждого разряда существует особая иконография. Например, Будда Шакьямуни имеет 32 больших и 80 малых отличительных признаков, таких как стройное тело, золотистый цвет кожи, широкие и округлые плечи. Кроме внешних признаков Будду отличают жесты рук (мудры) и поза, в которой он находится (асана).

Образ Будды весьма значим и почитаем, но еще более высокую ступень в пантеоне занимает образ учителя, проводника и проповедника учения. Из образов тибетских лам в коллекции Эрмитажа больше всего изображений Цзонхавы. Этому учителю поклонялись во всех странах, где исповедовали тибетский буддизм, поскольку он являлся основателем самой распространённой школы гелукпа и реформатором буддизма. На выставке представлено множество шедевров тибетского искусства. Уникальным памятником является Рактаямари периода Юнлэ (1403-1424), не имеющий аналогов в мире. Скульптуры из сплавов с большим содержанием золота (здесь его около 40%) изготавливали крайне редко. Образ Рактаямари отличается тончайшей проработкой деталей, особенно выразительны ленты, покрытые тонким растительным орнаментом.

В эрмитажной живописной коллекции тибетского буддизма представлены многочисленные божества буддийского пантеона и различные школы тибетской живописи XVII-XX веков. Тибетская живопись — тангка — это свиток, написанный минеральными красками на хлопчатобумажном полотне или шёлке, предварительно загрунтованном смесью из мела и клея. Тангка развешивали в храмах и домах, их использовали в религиозных процессиях. Их писали по заказам — для выполнения определённого ритуала, в случае смерти члена семьи, при болезнях и несчастьях, а также в качестве подношения божеству. На выставке представлена самая большая тангка коллекции — «Монастыри гор Утайшань», служившая своего рода путеводителем по этому священному горному хребту. Основу собрания тибетского искусства составляют коллекции, сформированные в начале XX века выдающимися исследователями Центральной Азии Э. Э Ухтомским, Ю. Н. Рерихом, П. К. Козловым и другими.



Подарок созерцающим. Странствия Ибн Баттуты

В Зимнем дворце работает выставка ««Подарок созерцающим». Странствия Ибн Баттуты», организованная Государственным Эрмитажем совместно с Российской национальной библиотекой и Фондом поддержки и развития научных и культурных программ имени Марджани. Книга странствий Ибн Баттуты, озаглавленная «Подарок созерцающим о диковинах городов и чудесах странствий» — синтез личного опыта выдающегося путешественника и расхожих представлений его современников; многослойный и причудливый свод сведений о «диковинах и чудесах» образца XIV века.

Абу Абдаллах Мухаммад ибн Мухаммад ибн Абдаллах ал-Лавати ат-Танджи (1304-1369), известный как Ибн Баттута, родился в марокканском городе Танджа (Танжер). Члены его семьи традиционно выполняли обязанности кадиев (арабское «кади» — судья), и юноша получил классическое образование, в которое входило изучение Корана, хадисов (высказываний пророка Мухаммада), правовой литературы, основ каллиграфии. В возрасте 21 года марокканец решил совершить паломничество в Мекку (хадж). Он отправился второго числа месяца раджаб 725 года хиджры (13 июня 1325 года), пройдя через страны Магриба на Восток, остановился в Египте, посетив не только Каир и Александрию, но и Верхний Египет. Затем он направился в Сирию и после с сирийским караваном отбыл в Мекку. После хаджа тяга к странствиям заставила пилигрима провести в путешествиях почти тридцать лет. Он посетил Иран, Ирак, Йемен, восточное побережье Африки, а также центральную ее часть, Малую Азию, Крым, Золотую Орду, Константинополь, Среднюю Азию, Индию, Китай, Мальдивские острова, Испанию. В 1354 году он возвратился в Марокко, где по приказу Фесского султана Абу Инана его воспоминания были записаны гранадским книжником Ибн ал-Джузайем.

Миниатюра, изображающая группу пилигримов, совершающих хадж, XIII век

Миниатюра, изображающая группу пилигримов, совершающих хадж, XIII век

Путешественник уделяет внимание не только святыням, аскетам и ученым, но также и политическим деятелям эпохи, таким, как египетский султан ал-Малик ан-Насир Мухаммад ибн Калаун (1285-1341), ордынский хан Узбек (ок. 1283-1341), индийский правитель Мухаммад-шах (1325-1351) из династии Туглукидов. Со многими из них путешественник встречался лично. Многочисленны описания предметов быта, таких как еда, ткани, утварь, транспортные средства, деньги. Кроме того, странник делится информацией о своей личной жизни: в годы путешествий он многократно женился, обзаводился наложницами, и целым гаремом, например, на Мальдивах.

Выставка, включающая около 300 вещей (большинство экспонируется впервые), показывает мир эпохи Ибн Баттуты, следует его маршруту и демонстрирует разные сферы жизни, с которыми сталкивался путешественник. Кроме того, это прекрасная возможность объединить памятники искусства стран от Испании до Китая и от Поволжья до центральной Африки, показать их разнообразие и взаимосвязь в эпоху развитого Средневековья. Среди эрмитажных предметов — керамика, ткани, предметы из металла, стекла, архитектурные детали, нумизматика. На многих предметах — надписи с именами исторических личностей, упоминаемых Ибн Баттутой. Российская Национальная Библиотека предоставляет более тридцати уникальных рукописей, как мусульманских (арабских и персидских), так и христианских и иудейских. Благодаря этим экспонатам показаны интеллектуальная жизнь и круг чтения времен Ибн Батутты, а также демонстрируется искусство книги этой эпохи на примере шедевров, многие из которых выставляются впервые. Фонд Марджани (Москва), третий участник выставки, представляет, наряду с предметами из металла и керамики, уникальные костюмы конца XIII — начала XIV веков. Эти изделия иллюстрируют мир повседневности и воссоздают облик правящей элиты той эпохи.



Post Scriptum

Дом, который построила Заха Хадид

Интерьеры Dominion Tower по проекту Захи Хадид

Интерьер Dominion Tower по проекту Захи Хадид

В одном из прошлых выпусков Smart Art мы писали о выставке ведущего мирового архитектора Захи Хадид. Отрадно сообщить, что в Москве появилось первое здание, построенное по ее проекту. Атриум белоснежного здания бизнес-центра со стеклянной крышей пересекает множество лестниц с черными ступенями, соединяющих этажи открытых галерей. Здание расположено на Шарикоподшипниковской улице, дом 5, строение 1.


Заглавная иллюстрация — Павел Пепперштейн. Беседующие старцы и сломанная Супрема, 2015.