Smart Art в апреле

Smart art
2971 Копировать ссылку

Сквозная тема нашего нового арт-обзора — права искусства. Его право искать новый художественный язык и смело компилировать традиции. Его право на пристальное, не всегда лицеприятное внимание к человеку — и на неожиданные повороты известных тем и сюжетов. Его право на опережение времени, которое окружающим может казаться безумием, и на сосредоточение в вечности, неподвластное сиюминутным государственным заказам и угрозам.

Фильм

Последние рыцари

Корея Южная – США, 2015
Режиссер: Казуаки Кирия
В ролях: Морган Фримэн, Клайв Оуэн, Ан Сон Ги, Аксель Хенни, Цуёси Эхара и другие

Кадр из фильма «Последние рыцари»

Кадр из фильма «Последние рыцари»

С начала апреля на киноэкранах широко идет фильм «Последние рыцари». Его режиссером выступил Казуаки Кирия, один из ведущих японских постановщиков киноблокбастеров («Гоэмон»). Данный фильм может представлять интерес для поклонников масштабных исторических и псевдо-исторических приключенческих фильмов сплавом западных и восточных приемов и подходов. Национальность режиссера ощущается даже в том, как в «Последних рыцарях» пользуются мечами американские актеры.


Фильм

Феникс

Германия – Польша, 2014
Режиссер: Кристиан Петцольд
В ролях: Нина Хосс, Рональд Церфельд, Нина Кунцендорф, Михаэль Мертенс и др.

Кадр из фильма «Феникс»

Кадр из фильма «Феникс»

Со 2 апреля в российском прокате также появился фильм Кристиана Петцольда «Феникс». В этом фильме Холокост — не столько главный предмет исследования, сколько причина разлуки и отчуждения главных героев — жены и мужа (их играют Нина Хосс и Рональд Церфельд). Но, сосредоточившись на психологической драме с элементами триллера, режиссер, как ни странно, не заретушировал вопросы политики, а лишь взглянул на них с другой стороны. В «Фениксе» большое зло прибегает к услугам маленького, проникает из государственной пропаганды в интимный, доверительный мирок личной жизни, проскальзывает в трещинки между близкими.


Документальный фильм

Винсент Ван Гог: новый взгляд

Великобритания, 2014
Режиссер: Фил Грабски

Винсент ван Гог. Пшеничное поле с воронами. 1890

Винсент ван Гог. Пшеничное поле с воронами. 1890

21 апреля на экраны выйдет документальный фильм «Винсент Ван Гог: новый взгляд» (Великобритания, 2014), посвященный творчеству выдающегося живописца. Фильм подготовлен режиссером Филом Грабски в сотрудничестве со специалистами Музея Ван Гога в Амстердаме, к 125-летию со дня смерти художника.


Фильм

Форс-мажор

Швеция – Франция – Дания – Норвегия, 2014
Режиссер: Рубен Эстлунд
В ролях: Йоханнес Кюнке, Лиза Ловен Консли, Кристофер Хивью и др.

Кадр из фильма «Форс-мажор»

Кадр из фильма «Форс-мажор»

Еще один психологический триллер — «Форс-мажор» режиссера Рубена Эстлунда, получивший приз жюри в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. Внезапный сход лавины на горнолыжном курорте в Альпах становится катализатором изменений в семейных отношениях одной из отдыхающих супружеских пар и их детей. Психологические поединки вокруг трансформации гендерных ролей удаются Эстлунду почти так же хорошо, как век с лишним назад его соотечественнику, драматургу и прозаику Августу Стриндбергу. «Форс-мажор» можно будет увидеть с 23 апреля.


Спектакль

Метель

Русский драматический театр Удмуртии
Режиссер: Максим Соколов
В ролях: Александра Ложкина, Екатерина Логинова, Юрий Малашин, Елена Мишина и др.

Спектакль «Метель»

Спектакль «Метель»

На фоне снятия с репертуара новосибирского «Тангейзера», жители Ижевска могут увидеть 12 апреля в Русском драматическом театре Удмуртии еще одну постановку, подвергшуюся в последние недели нападкам мракобесов. Режиссер Максим Соколов поставил спектакль «Метель» по пьесе Василия Сигарева, основанной на одноименном произведении Пушкина. Эта «Метель» — далекий от каких-либо религиозных диспутов, глубоко лиричный спектакль о любви — и о русской метели как своеобразном ветре богов, могущественно меняющем человеческие судьбы.


Выставка

Осор Будаев — буддийский монах, художник, сотрудник музея

Государственный музей истории религии

Фрагмент картины Осора Будаева

Фрагмент картины Осора Будаева

В Петербургском музее истории религии проходит выставка «Осор Будаев — буддийский монах, художник, сотрудник музея», посвященная жизни и творчеству живописца и ламы. Осор Дугарович Будаев родился в 1886 или 1887 году. В 11 лет стал послушником Агинского дацана. В юности отправился ко двору Далай Ламы, учиться у тибетских и китайских художников. Потом сотрудничал с Николаем Рерихом, по эскизам Будаева расписан центральный зал буддистского храма в Санкт-Петербурге. Во время Первой мировой был призван в армию, служил там чертежником, после войны вернулся в свой монастырь. В 1930 году его вновь пригласили в Ленинград, с 1932 года он создавал отдел, посвященный буддизму в Музее истории религий. В 1936 году был уволен, в феврале следующего года его арестовали.

29 августа 1937 года Будаев был расстрелян — за «измену Родине», «террористические акты» и «порчу имущества в контрреволюционных целях». Помимо него, были расстреляны и другие ламы из общежития при дацане.

Осор Будаев был не только выдающимся художником, мастером работ по шелку и резчиком по дереву — работая в музее, он ездил в экспедиции, в которых занимался спасением произведений искусства народов России и немало преуспел в этом.