Петр Щенсны. Письма обычного человека

В фокусе
4549 Копировать ссылку

«Письма обычного человека» Петра Щенсны дают нам критический взгляд изнутри на происходящее в современной Польше, где с 2015 года у власти находится партия «Право и справедливость» под руководством Ярослава Качиньского.

Драматическая судьба польского ученого-химика Петра Щенсны стала еще одним признаком, что в Центральной Европе что-то идет не так. В ряде стран этого региона (так называемая «Вышеградская четверка»), входящих и в ЕС, и в НАТО, усилились авторитарные тенденции, особенно отчетливо проявившиеся в Польше и в Венгрии. В последней при правлении партии «Фидес» сложился режим, который политик и ученый Балинт Мадьяр характеризует как «пост-коммунистическое мафиозное государство». Звучит знакомо для России и целого ряда других бывших советских республик, не правда ли?

Мы видим, что ни одно общество не может воспринимать демократию, правовое государство и гражданские свободы как данность, не подверженную эрозии. «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой» — писал в своем «Фаусте» Гёте.

19 октября 2017 житель Кракова Петр Щенсны пришел ко Дворцу культуры в центре Варшавы, поставил динамики, включил популярную в 80-е годы песню «Я люблю свободу», закричал «Я протестую», и вылив на себя бензин, поджег себя. Поступок Щенсны напоминает акцию чешского студента Яна Палаха, который поджег себя в Праге в 1969 году в знак протеста против оккупации Чехословакии советскими войсками, а текст его «Писем обычного человека» написан в духе манифеста «Я обвиняю» Эмиля Золя.



Первое письмо
Распространено у варшавского Дворца культуры и науки 19 октября 2017 года

  1. Я выступаю против ограничения гражданских свобод со стороны властей.

  2. Я выступаю против разрушения правителями основ демократического правления, в частности — против уничтожения (де-факто) Конституционного суда и уничтожения системы независимых судов.

  3. Я выступаю против нарушения властью закона, в частности — Конституции Польской Республики. Я выступаю против того, чтобы какие-либо действия по изменению Конституции предпринимали ответственные за ее соблюдение (включая президента) — пусть они обеспечивают ее исполнение в нынешнем виде.

  4. Я выступаю против такого осуществления власти, когда люди на высших должностях в государстве выполняют приказы неофициального центра принятия решений, связанного с Президентом PiS [президент партии «Право и справедливость» — Ярослав Качиньский], который не несет ответственности за свои решения. Я протестую против такой работы в Сейме, когда законы создаются в спешке, без обсуждения и соответствующих консультаций, часто по ночам, а затем они должны быть почти немедленно исполнены.

  5. Я протестую против маргинализации роли Польши на международной арене и осмеяния нашей страны.

  6. Я протестую против уничтожения природы, особенно теми, кто должен ее защищать (урезание Беловежской пущи и других ценных природных территорий, влияние охотничьего лобби, продвижение угольной энергетики).

  7. Я выступаю против разделения общества, укрепления и углубления этих разногласий. В особенности, я протестую против существования «Смоленской религии» [конспирологические теории, связанные с гибелью под Смоленском в авиакатастрофе польской делегации во главе с президентом Лехом Качиньским] и розни между людьми на ее основе. Я протестую против сеансов ненависти, которыми стали «Смоленские месячники» [ежемесячные публичные мероприятия партии «Право и справедливость»], и против языка ненависти и ксенофобии, введенного властями в публичные дебаты.

  8. Я выступаю против заполнения всех должностей, которые только могут быть заполнены, людьми, по большей части не имеющими надлежащей квалификации.

  9. Я выступаю против принижения достижений, обливания грязью и разрушения таких авторитетов, как, например, Лех Валенса или бывшее руководство Конституционного суда.
  10. Я выступаю против чрезмерной централизации государства и изменений в законодательстве в отношении местного самоуправления и неправительственных организаций в соответствии с непосредственными политическими потребностями правящей партии.

  11. Я выступаю против враждебного отношения власти к иммигрантам и против дискриминации в отношении различных групп меньшинств: женщин, гомосексуалов (и других представителей ЛГБТ), мусульман и иных лиц.

  12. Я выступаю против полной недееспособности общественного телевидения и почти всех радиостанций, и того, что из них сделаны пропагандистские фанфары власти. Особенно тяготит меня (к счастью, оно еще не завершено) разрушение Тройки — радио, которое я слушаю с юности.

  13. Я протестую против использования спецслужб, полиции и прокуратуры для достижения своих (партийных или личных) целей.

  14. Я выступаю против плохо продуманной, непопулярной и неподготовленной реформы образования.

  15. Я протестую против игнорирования огромных потребностей здравоохранения.

Не обманывайтесь тем, что время от времени активность властей успокаивается и создается видимость нормальности — через несколько дней или недель они снова начнут наступление, снова будут нарушать закон. И они никогда не отступят и не отдадут того, что однажды заполучили.

Я мог бы сформулировать больше протестов в отношении нынешних властей, но я сосредоточился на самых важных, влияющих на существование и функционирование всей страны и общества.

Я не посылаю никаких сигналов нынешним властям, потому что считаю, что это ничего не даст. Многие люди, более умные и более известные, чем я, как и многие польские и европейские институты, уже взывали к этой власти по различным делам, и неизменно эти их призывы были проигнорированы, а обратившиеся забросаны грязью. Скорее всего, и в меня бросят грязью за то, что я сделаю. Но, по крайней мере, я буду в хорошей компании.

Однако я хотел бы, чтобы президент PiS и вся номенклатура PiS приняли к сведению, что моя смерть — их прямая ответственность и что моя кровь — у них на руках.

Я призываю всех полек и поляков, тех, кто решает, кому править в Польше — противостоять всему тому, что делает нынешняя власть и против чего я протестую. И не обманывайтесь тем, что время от времени активность властей успокаивается и создается видимость нормальности (как это было недавно) — через несколько дней или недель они снова начнут наступление, снова будут нарушать закон. И они никогда не отступят и не отдадут того, что однажды заполучили.

По правде сказать, это довольно банальное утверждение, но оно очень подходит здесь: если не мы, то кто? Кто, если не мы, граждане, должен навести порядок в нашей стране? Если не сейчас, когда? Каждая минута промедления делает ситуацию в стране всё более сложной, и всё труднее будет исправить её.

Прежде всего, я призываю проснуться тех, кто поддерживает PiS — даже если вам нравятся постулаты PiS, поймите, что не каждый способ их реализации допустим. Воплотите свои идеи в рамках демократического правового государства, а не таким способом, как сейчас.

Тех, кто не поддерживает PiS, потому что политика им безразлична, или потому, что имеют другие предпочтения, я призываю к действию — недостаточно ждать, что покажет время, недостаточно выражать недовольство в кругу знакомых, необходимо действовать. Возможностей, на самом деле, есть много.

Однако, прошу вас, помните, что избиратели PiS — наши матери, братья, соседи, друзья и коллеги. Дело не в том, чтобы вести с ними войну (это то, чего хочет PiS), или «обратить их» (потому что это наивно), а о том, чтобы свои взгляды они реализовывали в соответствии с правом и основами демократии. Возможно, для этого достаточно сменить руководство партии.

Протесты в Варшаве против судебной реформы

Протесты в Варшаве против закона, лишающего независимости судебную систему, 18 июля 2017 года



Второе письмо
Оставлено семье, но часть его адресована и общественности

Мне стыдно, что у меня есть президент, который является президентом только своей партии и ее приверженцев и который нарушает конституцию (вето на два неконституционных закона и предложение двух других, также неконституционных, не являются искуплением вины).

Мне стыдно, что у меня есть премьер-министр, которая выполняет поручения, выданные ей «по партийной линии».

Мне стыдно, что нужно объяснять знакомым с Запада, что Польша — не то же самое, что польское правительство.

Мне стыдно, что я снова должен использовать понятие «номенклатура» и формулировку «партия и правительство», как во времена Польской Народной Республики.

Мне стыдно видеть, как оплёваны люди, которых следует уважать за то, что они сделали для свободной Польши.

Можно ожидать, что PiS попытается свести к минимуму мой протест и будет искать «зацепки» против меня. Я решил помочь ему и указать на первую зацепку (следующие им придется выдумать).

Я страдаю от депрессии в течение нескольких лет. Таким образом, я — психически больной человек. Но таких людей, как я, в Польше несколько миллионов и они как-то существуют более или менее нормальным образом, зачастую даже не зная о своей болезни. Во всяком случае, термин «психическое заболевание» также относится к таким недугам, как бессонница или заикание, поэтому это не обязательно должно быть связано с невменяемостью.

То, что определенно связано с моей болезнью — это проблемы со сном и аппетитом, снижение энергии, склонность откладывать все на потом (прокрастинация) и то, что я вижу реальность в более черном цвете, чем большинство «нормальных» людей. Но в данной ситуации это хорошо, потому что я вижу очень тревожные сигналы раньше других и сильнее реагирую на них. И, возможно, мне также легче жертвовать своей жизнью, хотя я заверяю вас, что это не легко.

Что еще я могу добавить — такие взгляды, как я, выражают многие люди из моего окружения, публицисты или политики, поэтому они не являются результатом моего искаженного восприятия реальности.

Зачем такая радикальная форма протеста? Потому что ситуация драматична. Дело не в том, что правительство допускает большие или меньшие ошибки (каждое правительство их делает), однако это правительство подрывает основы нашей государственности и функционирования общества. Но большая часть общества спит, не обращает внимания на то, что происходит, и необходимо пробудить его от этого сна.

Источник: Газета Выборча, перевод Александра Гнездилова
Первая иллюстрация: мемориальная доска у Дворца культуры в Варшаве с надписью «Я, обычный, серый человек»



Читайте также:
Тукер Гомберг. Послание тем, кто стремится сделать мир лучше