Smart Art в октябре

Smart art
1823 Копировать ссылку

После несколько затянувшегося затишья, в октябре обещает на нас обрушиться манной небесной град фестивалей, гастролей и других заметных событий в мире искусства.

Санкт-петербургский Малый драматический театр  Театр Европы под руководством Льва Додина проводит масштабные гастроли в Москве. Первые спектакли прошли еще в сентябре, однако наиболее свежие и любопытные работы ждут москвичей во второй месяц осени. 1-2 и 10 октября на сцене Театра Маяковского будет играться «Коварство и любовь» Шиллера с Ксенией Раппопорт, Данилой Козловским и Елизаветой Боярской в главных ролях. Режиссер — Лев Додин.

5 и 6 октября там же пройдет спектакль по пьесе Генрика Ибсена «Враг народа». Постановка Льва Додина с Сергеем Курышевым в роли доктора Стокмана любопытна не только сама по себе, но и потому, что в прошлом сезоне в Москве почти одновременно с питерской премьерой МДТ вышли еще два «Врага народа», причем один из них  в той самой Маяковке, на сцене которой в октябре будет дважды сыгран спектакль Додина. Можно предположить, что для московских театралов будет почти делом чести сравнить столичные премьеры с еще одной версией пьесы Ибсена, такой современной в своей безжалостности по отношению к несамостоятельности мышления большинства общества, причем как покорно проправительственной его части, так и протестно-оппозиционной. Курышева в роли Стокмана некоторые из зрителей и критиков сравнивают в своих отзывах с академиком Сахаровым, пытавшимся достучаться до многомиллионной аудитории на съездах народных депутатов и заглушаемым «агрессивно-послушным большинством».

Сам театр Маяковского также активно гастролирует. Один из его спектаклей  «Чудаки» Горького в постановке Юрия Иоффе – отправится в октябре в Нижний Новгород. Там состоится общероссийский Фестиваль драматургии Максима Горького. Заметная московская премьера прошлого сезона, «Чудаки», будет сыграна для нижегородцев 14 октября. Кроме того, в афише фестиваля Горького спектакли таких режиссеров, как Лев Эренбург (Санкт-Петербург), Олег Рыбкин (Красноярск), Евгений Марчелли (Ярославль) и другие.

Свой театральный фестиваль проводит в октябре и Белгород, под названием «Актёры России  Михаилу Щепкину». В нем примут участие четыре театра из Москвы, включая Академический Малый театр, а также петербургский Молодежный театр на Фонтанке и коллективы из различных городов российской провинции. Фестиваль пройдет с 7 по 14 октября, а его хозяева, Белгородский театр имени Щепкина, представят в его рамках и свою премьеру — «Забыть Герострата» по пьесе Григория Горина. История человека, ради вселенской славы уничтожившего одно из чудес света, остро прозвучала в городе, где по схожим мотивам совершил весной массовое убийство случайных прохожих т. н. «белгородский стрелок».

Сразу несколько фестивалей пройдут в октябре и на московских подмостках. С 1 по 8 октября пройдет VIII международный фестиваль – школа современного искусства «Территория». В этом году в театральную программу фестиваля отобрано 8 спектаклей ведущих представителей современного театра из Германии, Норвегии, Бельгии, Греции и России; в рамках образовательной программы состоится немало мастер-классов. В спецпрограмме — экспериментальный проект «Живые пространства» и ряд проектов на пограничных с театральным искусством территориях.

Помимо главной площадки фестиваля Театра Наций, «Территория» примет зрителей и участников в пространствах «Гоголь-центра», «Платформы», ММОМА, Центрального музея Вооруженных Сил и Дома-музея Ермоловой. Откроет фестиваль contemporary dance от бельгийца Сиди Ларби Шеркауи и индийской танцовщицы Шанталы Шивалингаппы, выступающих в спектакле «Play» одновременно в роли постановщиков, танцовщиков и певцов. Спектакль, смешивающий западные и восточные мотивы и традиции, посвящен легендарной Пине Бауш, которая «свела» двух танцовшиков вместе и в труппе которой танцевала Шивалингаппа.

Главным событием «Территории» в этом году обещает стать «Rausch» театра «Шаушпильхаус» (Дюссельдорф, Германия). Спектакль говорит о кризисе любовных отношений в эру фейсбука и неолиберализма. Из Норвегии режиссер Ларс Ойно, работающий в традиции Театра жестокости Антонена Арто, привезет первую постановку неоконченного оперного либретто Ибсена «Горная птица». Знаменитый греческий режиссер и художник Димитрис Папаиоанну, постановщик церемонии открытия Олимпийских игр 2004 года в Афинах, представит перформанс «Первая материя», поднимающий вопрос национальной идентичности через мужское обнаженное тело.

Одновременно с «Территорией» начнется и фестиваль моноспектаклей «Соло», основной площадкой для которого станет Театральный центр на Страстном. Среди моноспектаклей будут работы легендарного американского режиссера Роберта Уилсона «Последняя лента Крэппа» (6 октября) и «Одинокие» канадца Важди Муавада (11 октября).

Появление Боба Уилсона не только в качестве режиссера, но и исполнителя роли Крэппа в пьесе Сэмюэля Беккета  событие очевидно очень значительное. Спектакль обещает продемонстрировать фирменное мастерство Уилсона в работе со светом и цветом, визуальной формой спектакля, в результате вскрывающей суть. И это тем более интересно, что через месяц на фестивале «Сезон Станиславского» планируют показать ту же самую пьесу в постановке другого легендарного режиссера, немца Петера Штайна. У него Крэппа сыграет никто иной, как сам Клаус Мария Брандауэр.

К слову, о «Сезоне Станиславского». 26 и 27 октября одновременно пройдут два первых спектакля его программы. Это, во-первых, «Мнимый больной» Мольера от берлинского Фольксбюне, поставленный известным актером Мартином Вуттке, который и сыграет Аргана. Во-вторых, венский Бургтеатр привозит спектакль знаменитого Люка Бонди «Счастливые дни Аранхуэса» по пьесе Петера Хандке.

3 октября в прокат выходит новый фильм живого классика Киры Муратовой «Вечное возвращение» (Украина, 2012). Как и в других картинах Муратовой последнего десятилетия одну из заметных ролей сыграла Рената Литвинова. Кроме того, в фильме можно будет увидеть Олега Табакова, Сергея Маковецкого, Аллу Демидову, Георгия Делиева. А сюжет... Когда пересказ сюжета давал о фильмах Муратовой сколько-нибудь адекватное представление? Достаточно лишний раз напомнить очевидное: Муратова на кино-пространстве СНГ — один из немногих бесспорных мастеров артхауса, уникальная творческая индивидуальность. Ее кино запросто можно не любить, но к нему трудно остаться равнодушным. Это относится и к «Вечному возвращению», полному сарказма и скепсиса философскому скетч-кому со множеством дуэтов, среди которых два особенно впечатляют: Литвинова–Маковецкий и Демидова–Табаков.

С 10 октября компания «Кино без границ» выпускает на экраны фильм «Это я, это я» (Япония, 2013), футуристическую историю о множащихся клонах главного героя, которого сыграл поп-идол Страны восходящего солнца Кадзуя Каменаси. Режиссер  Сатоси Мики. 17 октября в кинотеатрах выходит «Только бог простит» (США-Таиланд-Франция-Швеция, 2013), новая лента любимца Каннского кинофестиваля последних лет, датчанина Николаса Виндинга Рефна. Главные роли (матери и сына, американцев в Таиланде) в этом полуторачасовом криминальном фильме с претензией на авторское кино сыграли Райан Гослинг и Кристин Скотт Томас.

До 20 октября продлится 5-я Московская биеннале современного искусства. Ее новый куратор Катрин де Зигер задает несколько феминистское звучание биеннале и делает определенный акцент на социальную функцию искусства и его возможную роль в изменении мира к лучшему. Ее также интересует взаимное проникновение интимного и публичного в творчестве. Основной проект биеннале этого года под названием «Больше света», в котором приняли участие 72 художника из 40 стран мира, расположился на трех этажах Центрального выставочного зала «Манеж».

Еврейский музей с 3 октября по 20 ноября проводит выставку «Эммануил Евзерихин. Фотографии, которых не было», составленную из ранее не публиковавшихся работ классика советской фотографии, предоставленных Sepherot Foundation (Лихтенштейн). Значительная часть экспозиции посвящена религиозной жизни иудеев в советской Москве и включает в себя снимки, сделанные в Большой хоральной синагоге в 1957, 1960 и 1965 годах.