Европейский авангардный театр и традиционная музыка Востока, смерть и любовь, секс и жестокость, признанные мастера и андеграунд — одним словом, пища для ума и сердца на любой вкус.
7 ноября в российский прокат выходят два весьма многообещающих фильма. «Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша — лауреат каннской Золотой пальмовой ветви 2013 года. Кешиш, известный среди ценителей кино своим фильмом «Кус-кус и барабулька», снял фильм о любви двух девушек. От его картины не стоит ждать лихо закрученного сюжета, она не пытается выжать из зрителя слезы сочувствия мелодраматическими приемами наподобие «Горбатой горы» Энга Ли.
Режиссер погружает зрителя, с одной стороны, в натурализм физической стороны отношений (необычайно подробную длительность и достоверность эротических сцен трехчасовой «Жизни Адели» и отсутствие в них романтического флёра упомянул едва ли не каждый кинокритик), а с другой стороны, в натурализм отношений социальных, показывая противоречивую реальность однополых отношений в современной Европе. Впрочем, быть может, обращение к этой тематике именно Абделатифа Кешиша, «специалиста» социально-бытового кино, знаменует некий неявный, но подлинно глубокий слом в восприятии ЛГБТ жителями развитых стран — тема всё более перестает быть поприщем для мучеников-героев и мастеров эпатажа, перемещаясь в сугубо житейскую плоскость. В тот самый быт, который, не зная предрассудков, способен разбить, потрепать, испытать на прочность каждую лодку любви, что однополую, что разнополую — безразлично.
Еще одна премьера ближайших дней — «Мебиус» Ким Ки Дука, новый фильм самого известного режиссера из Южной Кореи, первый снятый им в статусе обладателя венецианского «Золотого льва» прошлого года (за картину «Пьета»).
Если пересказывать завязку фильма, может показаться, что по чудовищной жестокости Ким Ки Дук решил превзойти свои ранние фильмы и догнать соотечественника Пак Чхан Ука с его «Олдбоем» или «Сочувствием госпоже Месть». Однако «Мебиус», начинающийся со сцены супружеской ревности и последующей кастрации третьего лица — это довольно краткая (полтора часа) и совершенно безмолвная… комедия. Эротическая. Черная. Макабрическая. Абсурдистская. Но комедия. Так обещают. Говорят, на показе в Венеции фестивальный зал хохотал и аплодировал. Что же, проверим. Ким Ки Дук может.
13 ноября в Рахманиновском зале Московской консерватории выступит оркестр придворной японской музыки гагаку «ONO Gagaku KAI». В Москве будут исполнены подлинные образцы этой рафинированной церемониальной традиции. Программа включает как собственно инструментальные композиции, так и символический танец бугаку. Выступление пройдет в рамках фестивалей «Душа Японии» и «Японская осень».
До 24 ноября в здании Третьяковской галереи на Крымском валу будет длиться выставка Пита Мондриана (1872-1944), одного из наиболее значительных художников XX века, зачинателя, наряду с Кандинским и Малевичем, абстрактного искусства.
На выставке собраны картины, представляющие практически все этапы творческого пути Мондриана. Не все согласились с тем, что такой подход к творчеству этого мастера вполне удачен — высказывались мнения, что на выставке много ранних работ художника и слишком мало картин его зрелого периода, тех, которые и воплощают в массовом представлении стиль Мондриана (сам он называл это направление, когда основой живописи становятся разнообразные соединения вертикальных и горизонтальных линий с выделением красным, желтым, синим цветом некоторых из образованных линиями прямоугольников — неопластицизмом).
В ГМИИ имени Пушкина выставка еще одного выдающегося авангардиста — фотографа Ман Рэя. Он сделал фотографию поистине высоким искусством и стал в 1920-е годы одним из важнейших и интереснейших представителей сюрреализма. Не случайно Ман Рэй вместе с Сальвадором Дали и Луисом Бунюэлем стал персонажем одной из сцен культовой «Ночи в Париже» Вуди Аллена.
В Русском музее в Санкт-Петербурге проходит выставка живописи Сильвестра Сталлоне. Она открывает нам известного актера как современного художника и охватывает период с 1975 года по 2013-й.
С 15 ноября по 8 декабря в Государственном музее Востока состоится выставка графики Хироаки Мияямы. Художник создал большую серию из пятидесяти пяти листов на темы «Гэндзи-моногатари» Мурасаки Сикибу. «Повесть о Гэндзи», написанная более тысячи лет назад — самый знаменитый образец романа эпохи Хэйан, уникального времени, когда основными авторами прозы были женщины-аристократки. Романы рождались в сложном переплетении реальных событий и фантазии из дневников фрейлин императорского двора и монахинь. Хироаки Мияяма посвятил по одной гравюре каждой главе легендарной повести о принце Гэндзи и его взаимоотношениях с женщинами.
Осенний сезон театральных фестивалей продолжается. Так, фестиваль «Сезон Станиславского» закроется спектаклем работающего в Германии голландского режиссера Люка Персеваля «Там за дверью» (12, 13 ноября). Почти сразу же вслед за ним стартует фестиваль «Новый европейский театр». Уже 17 и 18 ноября в Москве состоится первый спектакль его программы — «King size» Кристофа Марталера. Затем, 20, 21 ноября театр легендарного Питера Брука «Буфф дю нор» будет играть «Волшебную флейту» Моцарта. А 29 и 30 ноября Иво ван Хове представит свой взгляд на «Сцены из супружеской жизни» Ингмара Бергмана.
Между тем, с 4 по 10 ноября в здании Театрального особняка проходит фестиваль «Московская обочина», объединивший негосударственные и некоммерческие театры Москвы, лучшие андеграундные театральные постановки. В программе фестиваля спектакли по Бергману, Кольтесу, Кортасару... 9 ноября Творческое объединение «Гнездо» представляет своего «Врага народа» по пьесе Ибсена в постановке Александра Гнездилова. Сам «Театральный особняк» играет в рамках фестиваля свой премьерный спектакль «Антидетектив» по поэме Иосифа Бродского «Посвящается Ялте».