Smart Art в ноябре

Smart art
2825 Копировать ссылку

Европейский авангардный театр и традиционная музыка Востока, смерть и любовь, секс и жестокость, признанные мастера и андеграунд — одним словом, пища для ума и сердца на любой вкус.

7 ноября в российский прокат выходят два весьма многообещающих фильма. «Жизнь Адель» Абделатифа Кешиша  лауреат каннской Золотой пальмовой ветви 2013 года. Кешиш, известный среди ценителей кино своим фильмом «Кус-кус и барабулька», снял фильм о любви двух девушек. От его картины не стоит ждать лихо закрученного сюжета, она не пытается выжать из зрителя слезы сочувствия мелодраматическими приемами наподобие «Горбатой горы» Энга Ли.

Режиссер погружает зрителя, с одной стороны, в натурализм физической стороны отношений (необычайно подробную длительность и достоверность эротических сцен трехчасовой «Жизни Адели» и отсутствие в них романтического флёра упомянул едва ли не каждый кинокритик), а с другой стороны, в натурализм отношений социальных, показывая противоречивую реальность однополых отношений в современной Европе. Впрочем, быть может, обращение к этой тематике именно Абделатифа Кешиша, «специалиста» социально-бытового кино, знаменует некий неявный, но подлинно глубокий слом в восприятии ЛГБТ жителями развитых стран  тема всё более перестает быть поприщем для мучеников-героев и мастеров эпатажа, перемещаясь в сугубо житейскую плоскость. В тот самый быт, который, не зная предрассудков, способен разбить, потрепать, испытать на прочность каждую лодку любви, что однополую, что разнополую  безразлично.

Еще одна премьера ближайших дней  «Мебиус» Ким Ки Дука, новый фильм самого известного режиссера из Южной Кореи, первый снятый им в статусе обладателя венецианского «Золотого льва» прошлого года (за картину «Пьета»).

Если пересказывать завязку фильма, может показаться, что по чудовищной жестокости Ким Ки Дук решил превзойти свои ранние фильмы и догнать соотечественника Пак Чхан Ука с его «Олдбоем» или «Сочувствием госпоже Месть». Однако «Мебиус», начинающийся со сцены супружеской ревности и последующей кастрации третьего лица  это довольно краткая (полтора часа) и совершенно безмолвная… комедия. Эротическая. Черная. Макабрическая. Абсурдистская. Но комедия. Так обещают. Говорят, на показе в Венеции фестивальный зал хохотал и аплодировал. Что же, проверим. Ким Ки Дук может.

13 ноября в Рахманиновском зале Московской консерватории выступит оркестр придворной японской музыки гагаку «ONO Gagaku KAI». В Москве будут исполнены подлинные образцы этой рафинированной церемониальной традиции. Программа включает как собственно инструментальные композиции, так и символический танец бугаку. Выступление пройдет в рамках фестивалей «Душа Японии» и «Японская осень».

До 24 ноября в здании Третьяковской галереи на Крымском валу будет длиться выставка Пита Мондриана (1872-1944), одного из наиболее значительных художников XX века, зачинателя, наряду с Кандинским и Малевичем, абстрактного искусства.

На выставке собраны картины, представляющие практически все этапы творческого пути Мондриана. Не все согласились с тем, что такой подход к творчеству этого мастера вполне удачен  высказывались мнения, что на выставке много ранних работ художника и слишком мало картин его зрелого периода, тех, которые и воплощают в массовом представлении стиль Мондриана (сам он называл это направление, когда основой живописи становятся разнообразные соединения вертикальных и горизонтальных линий с выделением красным, желтым, синим цветом некоторых из образованных линиями прямоугольников  неопластицизмом).

В ГМИИ имени Пушкина выставка еще одного выдающегося авангардиста  фотографа Ман Рэя. Он сделал фотографию поистине высоким искусством и стал в 1920-е годы одним из важнейших и интереснейших представителей сюрреализма. Не случайно Ман Рэй вместе с Сальвадором Дали и Луисом Бунюэлем стал персонажем одной из сцен культовой «Ночи в Париже» Вуди Аллена.

В Русском музее в Санкт-Петербурге проходит выставка живописи Сильвестра Сталлоне. Она открывает нам известного актера как современного художника и охватывает период с 1975 года по 2013-й.

С 15 ноября по 8 декабря в Государственном музее Востока состоится выставка графики Хироаки Мияямы. Художник создал большую серию из пятидесяти пяти листов на темы «Гэндзи-моногатари» Мурасаки Сикибу. «Повесть о Гэндзи», написанная более тысячи лет назад  самый знаменитый образец романа эпохи Хэйан, уникального времени, когда основными авторами прозы были женщины-аристократки. Романы рождались в сложном переплетении реальных событий и фантазии из дневников фрейлин императорского двора и монахинь. Хироаки Мияяма посвятил по одной гравюре каждой главе легендарной повести о принце Гэндзи и его взаимоотношениях с женщинами.

Осенний сезон театральных фестивалей продолжается. Так, фестиваль «Сезон Станиславского» закроется спектаклем работающего в Германии голландского режиссера Люка Персеваля «Там за дверью» (12, 13 ноября). Почти сразу же вслед за ним стартует фестиваль «Новый европейский театр». Уже 17 и 18 ноября в Москве состоится первый спектакль его программы  «King size» Кристофа Марталера. Затем, 20, 21 ноября театр легендарного Питера Брука «Буфф дю нор» будет играть «Волшебную флейту» Моцарта. А 29 и 30 ноября Иво ван Хове представит свой взгляд на «Сцены из супружеской жизни» Ингмара Бергмана.

Между тем, с 4 по 10 ноября в здании Театрального особняка проходит фестиваль «Московская обочина», объединивший негосударственные и некоммерческие театры Москвы, лучшие андеграундные театральные постановки. В программе фестиваля спектакли по Бергману, Кольтесу, Кортасару... 9 ноября Творческое объединение «Гнездо» представляет своего «Врага народа» по пьесе Ибсена в постановке Александра Гнездилова. Сам «Театральный особняк» играет в рамках фестиваля свой премьерный спектакль «Антидетектив» по поэме Иосифа Бродского «Посвящается Ялте».