Майский Smart Art

Smart art
1697 Копировать ссылку

Обзор некоторых фильмов, спектаклей, выставок, концертов и других культурных событий в России, способствующих общественным дискуссиям по актуальным проблемам современного мира.

5 мая в Академическом театре имени Моссовета — «Царство отца и сына», постановка Юрия Еремина, сумевшего в три часа уместить события сразу двух исторических трагедий выдающегося писателя Алексея Константиновича Толстого (1817-1875). Первая часть спектакля — пьеса «Смерть Ивана Грозного», вторая — «Царь Федор Иоаннович». В роли Ивана IV — Александр Яцко, в роли царя Федора — Виктор Сухоруков, в роли Бориса Годунова — Валерий Яременко.

Динамичная и стильно оформленная постановка исследует один из тех периодов русской истории, когда ее маятник от жестокой и неэффективной тирании «крепкой руки» одного человека, насаждающего в стране террор и атмосферу страха, отшатнулся к вражде нескольких влиятельных кланов при слабом правителе. Спектакль Юрия Еремина исследует не только причины смуты в начале XVII века, но и гораздо более близкие к нам события отечественной истории прошлого века, ясно, хоть и без всяких прямых сравнений, ставит перед зрителем вопрос об истоках сталинщины.

7, 10, 11, 17 мая в МХТ имени Чехова будет идти самый нашумевший спектакль этого сезона  «Идеальный муж. Комедия» в постановке Константина Богомолова.

Действие пьесы Оскара Уайльда перенесено в современную Москву и дополнено текстами романа «Портрет Дориана Грея», а также отрывками из произведений Чехова, Шекспира, Гёте, Вознесенского, Окуджавы, Сорокина, современной поп-музыкой, шансоном и многим другим.

Это гомерически смешная и до дрожи страшная, обжигающая жестким юмором и леденящая прямым узнаванием современных реалий картина жизни путинской России, переполненной ханжеством, гламуром, благопристойностью, за которой пришедшая к власти мафия прячет порок, разговорами о духовности, скрывающими коррупцию, наркоманию и педофилию.

В ролях: Игорь Миркурбанов, Алексей Кравченко, Марина Зудина, Дарья Мороз, Сергей Чонишвили, Александр Семчев, Роза Хайруллина, Максим Матвеев и другие.

В прошлом выпуске Smart Art мы рассказывали о двух постановках пьесы Генрика Ибсена «Враг народа», в Санкт-Петербурге (Малый драматический театр  Театр Европы) и в Москве (творческое объединение «Гнездо»). 8 и 21 мая в Академическом театре имени Маяковского сыграют еще одну премьеру по этой пьесе Генрика Ибсена, ставшей главным хитом театрального сезона. На сей раз текст Ибсена переписала на современный лад молодой драматург, лауреат премии «Золотая маска» Саша Денисова. В текст «Врага народа» вошли, в том числе, и реальные истории современных экологических активистов в России.

Действие спектакля происходит на «курорте федерального значения», дочь доктора Стокмана Петра ведет видеоблог и преподает экологию в школе, ради строительства курорта мэр города был вынужден договариваться с бандитами и федеральными властями, а своему брату он грозит уголовным преследованием «за оскорбление и разжигание».

Решающие дебаты между честным доктором и его противниками происходят вместе с телефонным голосованием, напоминающим «Суд времени» или «К барьеру». Естественно, результат голосования сфальсифицирован и оно идет «в одну калитку». Изменен и финал «Врага народа», но тайну развязки этого сверх-актуального спектакля мы раскрывать не будем.

В ролях: Игорь Костолевский, Игорь Охлупин, Алексей Фатеев, Юлия Силаева, Наталья Палагушкина, Сергей Удовик, Константин Константинов, Владимир Гуськов, Макар Запорожский.

16 мая в прокат выйдет фильм База Лурмана «Великий Гэтсби» с Леонардо Ди Каприо в заглавной роли. Нетрудно догадаться, что литературной основой для фильма стала знаменитая одноименная книга Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, вошедшая в список 100 лучших англоязычных романов XX века (Modern Library 100 Best Novels) под номером 2, сразу после «Улисса» Джеймса Джойса. Насколько удалось рассказать историю о «веке джаза» и странном миллионере Гэтсби, недавно вернувшимся с фронтов Первой мировой войны, Базу Лурману, известному такими фильмами, как «Мулен Руж» и «Ромео + Джульетта»  каждый сможет решить совсем скоро, сходив в кино.

В тот же день, 16 мая, в прокат выходит фильм Такеши Китано «Полный беспредел», премьера которого состоялась на Венецианском кинофестивале прошлого года. Кстати, это первый в истории фильм-сиквел, вошедший в основной конкурс фестиваля такого ранга. «Полный беспредел», за исключением пары-тройки сцен, отнюдь не конкурирует со своим предшественником «Беспределом» по количеству крови и перестрелок. Здесь царствуют переговоры, интриги, тайные встречи и заговоры. Преступность срослась не только с отдельными коррумпированными полицейскими – нет, теперь преступность превращается в менеджмент, а ее главари достаточно респектабельны, чтобы идти хоть в бизнес, хоть в политику. Они уже пришли и туда, и туда.

Превращение преступности в бюрократию, в огромный аппарат, действующий равнодушно и черство, совершающий злодейства без личной злобы, исключительно из прагматичного расчета  вот что такое полнота беспредела у Китано, сыгравшего в своем фильме одну из главных ролей. В контексте недавней смерти искалеченного в Химках Михаила Бекетова, появления одного из Цапков на инаугурации в Кремле и фотографии, где Медведев соседствует с обвиняемым в убийствах анапским депутатом-единороссом  фильм оказывается про современную Россию чуть более, чем полностью.

23 мая выходит новый фильм знаменитого испанского режиссера и сценариста Педро Альмодовара «Я очень возбужден». Действие картины, как сообщают анонсы, происходит на борту падающего авиалайнера. Уже по первым трейлерам можно судить, что эта комедия, как и многие другие фильмы Альмодовара (обладателя двух «Оскаров», нескольких наград кинофестивалей в Каннах, Венеции, Берлине, Сан-Себастьяне и множества других призов) станет хорошей прививкой не только от мрачности, но и от гомофобии.

30 мая зрители смогут увидеть фильм «Великий мастер» Вонга Кар-Вая, над которым культовый гонконгский режиссер и обладатель каннской «Золотой пальмовой ветви» (за фильм «Счастливы вместе» 1997 года) работал последние 6 лет. Картина фантастически красива и, помимо драматического сюжета, охватывающего не один год, наполнена хореографически выстроенными поединками, в том числе на фоне любимых Кар-Ваем огней мчащихся мимо поездов. В основу сюжета «Великого мастера» легла жизнь легендарного боевых искусства Ип Мана. Кар-Вай собрал многих известных китайских актеров, игравших в его предыдущих фильмах. Среди них – призер Каннского фестиваля за лучшую мужскую роль Тони Люн Чу Вай («Герой» Чжана Имоу, «Вожделение» Энга Ли, «Любовное настроение», «Счастливы вместе», «2046»), Чжан Цзыйи («Герой», «Дом летающих кинжалов», «Убить императора», «Мемуары гейши»), Чжан Чжэнь («Крадущийся тигр, затаившийся дракон», «Битва у Красной Скалы», «Последний ужин», «Счастливы вместе»).

В корпусе Бенуа Русского музея в Санкт-Петербурге весь май продолжает свою работу выставка «Рожденные летать... и ползать». Выставка посвящена воплощению образов представителей мира живой природы  птиц и насекомых в отечественном искусстве ХVIII  начала ХХI века, включая произведения, выполненные современными художниками в нетрадиционных техниках. Экспозиция, включающая более 200 произведений, оснащена видео- и аудио сопровождением.

Выставку открывает раздел, освещающий деятельность класса зверей и птиц в Академии художеств, заложившего традиции анималистики в русском искусстве. Этим классом, просуществовавшим всего тридцать с небольшим лет, руководил Иоганн Фридрих (Иван Федорович) Гроот (1717-1801) по прозвищу «Грот  зверописец», немецкий художник, работавший в России с 1743 по 1801 годы и создавший вместе со своими учениками немало картин с изображениями зверей и птиц. Большое число работ, экспонирующихся в этом разделе, было создано для царскосельского павильона Монбижу, и в настоящее время хранится в Русском музее, Царском селе, Гатчине и Петергофе. Экспозицию дополняют чучела зверей и птиц, служившие моделями для анималистических произведений, а также образцы прикладного искусства, в декоре которых использованы мотивы «летающих и ползающих».

Следующий раздел объединяет произведения художников ХХ века и образцы современного искусства. Здесь представлены живописные работы Василия Яковлева и Натальи Нестеровой, скульптуры Сарры Лебедевой и Василия Ватагина, силуэты Елизаветы Бем, книжные иллюстрации Георгия Нарбута, Юрия Васнецова, Веры Ермолаевой и Элеоноры Кондиайн и других мастеров, создающие яркую, динамичную картину причудливого, таинственного или забавного мира птиц и насекомых. Наряду с классикой дореволюционной и советской анималистики важное место в экспозиции занимают работы современных художников. Многие экспонаты этого раздела предоставлены их авторами, а также частными собраниями Москвы и Петербурга.