Искусство и России, и других европейских стран затрагивает социально значимые проблемы, но по-разному. Одни дискутируют темы, возникшие исторически недавно, а вторые не первый век двигаются в череде одних и тех же вопросов, будто по замкнутому кругу.
6 июня в кинопрокат выходит новый фильм французского режиссера Оливье Ассайяса «Что-то в воздухе». Впрочем, так он называется лишь в российском прокате. Его название на французском переводится как «После мая» и французы прекрасно понимают, что речь вовсе не о современной России после 6 мая 2012 года.
Фильм Ассайаса посвящен временам его юности и рассказывает о подростках 1968 года и левацких студенческих протестах, которые не изменили буквы законов Франции, но существенно изменили их дух.
В Европе эта важная тема изучена достаточно хорошо и обсуждается постоянно. Для России же фильм Ассайаса едва ли не открывает историю вопроса. Да, были «Мечтатели» Бертолуччи, но то был фильм о запутанном любовном треугольнике, едва ли не прятавшемся от улицы в закрытом пространстве квартиры. Оливье Ассайас выводит героев и зрителей прямо на улицы 1968 года. Фильм получил 2 приза Венецианского кинофестиваля прошлого года, в том числе за лучший сценарий.
В Москве Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина представляет с 1 до 23 июня выставку «Обнаженные. От мрамора к фотографии».
Выставка демонстрирует эволюцию жанра ню в европейской культуре за полтора века — от работ художников-импрессионистов и скульптур Огюста Родена до произведений современных фотографов.
13, 14 и 26 июня на малой сцене Московского академического театра имени Маяковского дают премьеру спектакля «Чудаки» по малоизвестной пьесе Максима Горького.
Дело происходит вскоре после провалившейся революции 1905-1907 годов. Интеллигенция на подмосковных дачах ищет, «кто слил протест», спивается от цинизма и душевной апатии или умирает от ранней болезни. Или пытается отдаться радостям частной жизни, «просто жизни», забыв о делах общественных. В ситуации, когда политизированные мужчины деморализованы поражением, основная житейская тяжесть ложится на женские плечи.
Неожиданно иронический взгляд «буревестника революции» Горького на себя, на свой круг (тогдашнюю протестную тусовку), на российское общество в целом, — дополняется блестящими по философской и жизненной проницательности диалогами героев.
«Чудаки» Горького оказываются для сегодняшней России не только жгуче актуальными, но, как это ни парадоксально, еще и жизнеутверждающими.
Режиссер — Юрий Иоффе. В ролях: Евгений Парамонов, Дарья Повереннова, Наталья Филиппова, Игорь Евтушенко, Виктор Власов, Людмила Иванилова, Наталья Палагушкина, Виктор Довженко, Роман Фомин, Анастасия Цветанович.
25 июня в Театре на Таганке — спектакль «На всякого мудреца довольно простоты». «Конечно, здесь карьеры не составишь — карьеру составляют и дело делают в Петербурге, а здесь только говорят», «трактат о вреде реформ вообще» — эта пьеса Островского не теряла актуальности ни 50, ни 25, ни 10 лет назад. Актуальна она и сейчас.
Молодой журналист, отчаявшись талантом и трудолюбием достичь успеха, решил стать беспринципным карьеристом и с помощью лжи, лести и подкупа с легкостью просочился в отечественный бомонд, погрязший в болтовне, глупости, мракобесии и отсталых воззрениях.
«Отличные способности? Жаль! С отличными способностями теперь некуда деться; он остается лишний. Такие все места заняты: одно Бисмарком, другое Бейстом» — вместо Бисмарка и Бейста в Театре на Таганке упоминаются Владимир Владимирович и Дмитрий Анатольевич, и никакой машины времени более вовсе и не требуется.
«Я ему говорю как-то: посмотрите, у моей Матреши от святости уж начинает лицо светиться; это, говорит, не от святости, а от жиру. Уж этого я ему никогда в жизни не прощу. До чего вольнодумство-то доходит, до чего позволяют себе забываться молодые люди!»
«Увеличение окладов старшим может быть произведено на тот конец, дабы сии наружным блеском поддерживали величие власти, которое должно быть ей присуще. Подчиненный же сытый и довольный получает несвойственные его положению осанистость и самоуважение, тогда как, для успешного и стройного течения дел, подчиненный должен быть робок и постоянно трепетен».
Режиссер — Владимир Мирзоев. В ролях: Феликс Антипов, Юрий Смирнов, Ирина Линдт, Екатерина Рябушинская, Маргарита Радциг, Анастасия Колпикова, Любовь Селютина и другие.
С 25 по 30 июня в цирке Никулина на Цветном бульваре должен играться бесспорно самый ожидаемый спектакль стартовавшего в мае Чеховского фестиваля — «Карты I: Пики» канадского гения Робера Лепажа.
Продолжительность спектакля составит, как обещают организаторы, 3 часа без антракта. Премьера прошла в Лондоне всего несколько месяцев назад. Спектакль идет на английском, французском и испанском языках с субтитрами на русском. На одном полюсе действия — война в Ираке, на другом — переливающийся огнями Лас-Вегас. Но едва ли нам стоит ждать от канадского волшебника режиссуры типичной левацкой банальности.
4 года назад он привозил свой «Липсинк» — спектакль шел 9 часов, битком набитый зал не покинул ни один человек, в конце артистов ждала стоячая овация зрителей, а между тем хитросплетения сюжета и чудеса машинерии вели нас к очень простой мысли о жестокости и недопустимости вовлечения в проституцию женщин из стран третьего мира для последующей их переправки в Европу.
Робер Лепаж — бесспорный гуманист и правозащитник, но его выдающемуся таланту до сих пор неизменно удавалось избегнуть пафоса морализаторства и нравоучительной скуки. Рассказывая человеческие истории и оформляя их изобретательно и необычайно красиво, он ненавязчиво и постепенно пробуждает души зрителей к жизни, наполняя их сочувствием, пониманием и милосердием, как дождь наполняет водой иссохшие стволы деревьев.