Июльский Smart Art

Smart art
1902 Копировать ссылку

Жаркое лето — хорошее время для того, чтобы укрыться от зноя в прохладных музейных залах.

Московский Музей изобразительных искусств имени Пушкина представляет выставку работ легендарного живописца эпохи Возрождения Тициана Вечеллио, привезенных из итальянских музеев. Некоторые из 11 картин этого венецианского мастера XVI века выставляются за пределами Италии впервые в своей истории. В рамках выставки можно оценить как работу Тициана над мифологическими и евангельскими сюжетами, так и его дарование портретиста. На ней представлены картины, созданные художником в разные периоды его долгой жизни: Тициан родился, по различным данным, между 1473 и 1490 годом, а умер в 1576 году. «Когда б не он, мы жили бы во мраке | И не познали б красоту земли» — написал Гуго фон Гофмансталь о Тициане Вечеллио, которого еще при жизни именовали Божественным.

Впервые в России в московском ГМИИ имени Пушкина представлена столь масштабная выставка прерафаэлитов, новаторские идеи которых произвели революцию в викторианскую эпоху, изменив традиционные представления об изобразительном искусстве в Европе.

Прерафаэлиты  направление в британском искусстве (прежде всего, живописи) второй половине XIX века, противостоявшее тогдашним академическим традициям. В качестве художественного ориентира прерафаэлитами были избраны художники Раннего Возрождения, предшественники Рафаэля (отсюда название «прерафаэлиты»)  Перуджино, Фра Анжелико, Беллини. Среди членов прерафаэлитского движения были Данте Габриэль Россетти, Уильям Холман Хант, Джон Эверетт Миллес, Эдвард Бёрн-Джонс и другие.

Между тем, в Зимнем дворце Санкт-Петербурга Эрмитаж представляет выставку «Голландский групповой портрет Золотого века» из собрания Амстердамского музея. Как отмечает сайт музея, «настоящая экспозиция относится к числу исключительных художественных событий: сложно представить себе более голландское явление в искусстве, чем групповые портреты Золотого века, в которых отразился несокрушимый гражданский дух нации, гордившейся завоеваниями новой независимой Республики. На выставке представлено двенадцать большеформатных композиций, крайне редко покидающих стены Амстердамского музея. Транспортировка таких экспонатов сопряжена с тщательной подготовительной работой и требует особой осторожности. Размеры самого монументального из полотен достигают 2,5 метров в высоту и более 5 метров в длину».

Мишель Гондри экранизировал знаменитый роман Бориса Виана «Пена дней». В главных ролях: Одри Тоту, Ромен Дюрис, Гад Эльмалех. Любая новая экранизация Виана выглядит несколько пикантно на фоне того обстоятельства, что писатель, не дожив до 40 лет, умер от сердечного приступа в кинотеатре, через 10 минут после начала фильма по его книге «Я приду плюнуть на ваши могилы».

Кадр из фильма «Пена дней»

Мнения о нынешней «Пене дней» разошлись: одни критики отмечают удачное совпадение визуального ряда Гондри с причудливыми словесными играми Виана, вторые сетуют на иллюстративность прочтения и увлеченность режиссера не смыслами, а визуальными эффектами, которые можно извлечь из сюрреализма книги.

Важно иметь в виду, что написанная сразу после Второй мировой «Пена дней» является, как и почти всё творчество Виана, предтечей 1968 года в европейской и мировой культуре.

Это вовсе не банальная сладкая мелодрама о двух парах юных влюбленных, для большего юмора разбавленная фигурой философа Жан-Соля Партра, а также чуднЫми словечками и предметами. Нет, достаточно лишь обратиться к разговору одного из главных героев книги с Христом, чтобы оценить всю степень вызова, который персонажи Виана, погружаясь в любовь и пытаясь спрятаться в ней, бросали жестокому, бессмысленному, несправедливому миру, возвращая, подобно Ивану Карамазову, свой «билет».

Кстати, как раз этого-то эпизода с Христом в фильме Гондри и не найти  не иначе, как режиссер убоялся российского закона об оскорблении верующих. Или же, если отбросить шутки, решил несколько «причесать» и обуржуазить бунтаря Виана. Так или иначе, но с 4 июля «Пена дней» вышла в кинотеатрах и каждый из нас может самостоятельно составить о ней свое мнение и сравнить прочтение книги Мишелем Гондри со своим личным впечатлением от романа.

14 июля театр «Современник» показывает один из своих старейших спектаклей в афише  идущий около четверти века «Крутой маршрут» Евгении Гинзбург. Страшный и подлинный рассказ узницы коммунистического ГУЛАГа (а Гинзбург провела в тюрьмах, лагерях и ссылке 18 лет жизни). Режиссер Галина Волчек. В ролях: Марина Неелова, Лия Ахеджакова, Нина Дорошина, Елена Козелькова, Ольга Дроздова, Василий Мищенко, Сергей Юшкевич, Лилия Толмачева, Людмила Крылова, Елена Миллиоти, Тамара Дегтярева, Владимир Земляникин и другие.