Smart Art в декабре

Smart art
2259 Копировать ссылку

Авангард часто оплеван обывателями именно за то, что слишком хорош, слишком точен, слишком уж не позволяет пребывать в житейском самоуспокоении и самодовольстве. Легко любить мертвое искусство, потому что оно перестало быть опасным, превратилось в украшение, погремушку. Потому что оно по сути перестало быть настоящим искусством. Мы же попробуем оценить и полюбить искусство живое. Наш обзор в декабре посвящен авангарду в живописи, театре и кинематографе.

18-19 декабря в МХТ будут сыграны «Карамазовы» в постановке Константина Богомолова. Спектакль, ставший скандальным уже до выхода — «благодаря» слухам о его возможном закрытии или цензурировании. Поднявшаяся информационная волна во многом сослужила спектаклю добрую службу, защитив его и позволив выйти в первозданной, авторской редакции режиссера. Но в то же время громкое паблисити заслонило в дискуссиях вокруг спектакля целый ряд тем и проблем, затронутых Константином Богомоловым в этой постановке.

Сила и значение этой работы МХТ не в эпатаже ведь, и не в мизантропическом сарказме режиссера по поводу тех или иных сторон нашей действительности. Богомолов (точнее, Достоевский в руках Богомолова) становится почти Оруэллом, соединяя в один образ Зосиму и Смердякова, старика Карамазова и Черта, Лизавету Смердящую и Алешу. Духовность как синоним безнравственности, покорное приятие мира как источник зла, жизнелюбие  как наслаждение ее подлостью. Крайности нашей жизни то перетекают друг в друга, то подменяют друг друга. Мы и бесимся в бессильном гневе на свой образ бытия, и сами усугубляем его... Люди высокой мечты, сильных чувств и столь же мощных, неодолимых страстей  Богомолов как никогда глубоко и серьезно, за внешним высмеиванием и над ним, все еще актуализируя текст и одновременно отрываясь от потребности в этом осовременивании, вглядывается в мировоззрение общества, в способы жить в нем, выбираемые для себя отдельными людьми.

В ролях: Виктор Вержбицкий (Зосима — Смердяков), Игорь Миркурбанов (Федор Павлович  Черт), Алексей Кравченко (Иван Карамазов), Филипп Янковский (Митя Карамазов), Роза Хайруллина (Алеша Карамазов  Лизавета Смердящая), Марина Зудина (Хохлакова), Дарья Мороз (Екатерина Ивановна), Максим Матвеев (Миусов  Перхотин) и другие.

11 декабря на сцене Театрального особняка будет играться спектакль молодого режиссера Александра Румянцева «Полицейские», поставленный по пьесе выдающегося драматурга-абсурдиста Славомира Мрожека, ушедшего из жизни этим летом.

И не тем только примечателен этот спектакль, что полицейское государство никуда, как оказалось, не делось из нашей жизни. И не тем только, что пьеса Мрожека, написанная в период советской оккупации, блестяще фиксирует характерную именно для сегодняшней российской действительности зыбкость грани между человеком в форме и вчерашним непримиримым противником власти, возникающее порой странное парадоксальное их сродство.

Но и тем, что в одной из ролей, в роли Генерала, выйдет на сцену человек, всей своей сегодняшней жизнью утверждающий, что порой грань между добром и злом все же осязаема и непреложна  это эколог Роман Долгов, координатор проектов Гринпис России, только что вместе с коллегами просидевший 2 месяца по СИЗО. И вот теперь человек, для которого полицейщина  совсем не пустой звук, выходит играть полицейского генерала. «И здесь кончается искусство, и дышат почва и судьба...». В других ролях: Эрвин Гааз, Ян Воробьев, Геннадий Юдин, Ярослава Соколовская.

В ГМИИ имени Пушкина продолжается выставка голландских художников, работавших в стиле «магического реализма», когда «предметы реального мира изображались с фотографической точностью, однако они помещались в неправдоподобный или нереальный контекст  плод воображения художника».

ГМИИ также проводит экспозицию русского и западноевропейского искусства конца XIX  XX века из собрания Музея искусства авангарда (МАГМА), созданного по инициативе Вячеслава Кантора, президента Европейского еврейского конгресса, известного международного общественного деятеля, предпринимателя и филантропа, активно участвующего в продвижении идеалов толерантности, ключевого элемента социальной стабильности в мире. Как обещают посетителям на сайте Пушкинского музея, «выставка произведений всемирно известных и признанных художников из собрания МАГМА станет ярким примером воплощения идей толерантности, взаимодействия национальных художественных школ и взаимопроникновения культур». Репин, Серов, Бакст, Фальк, Модильяни, Шагал, Сутин, Кабаков, Ротко и Люсьен Фрейд — работы всех этих мастеров разных эпох можно увидеть в Главном здании Музея изобразительных искусств имени Пушкина.

А в филиале Третьяковской галереи на Крымском валу продолжается выставка, посвященная творчеству Натальи Гончаровой (1881-1962). Конечно, бум на арт-рынке не является надежным критерием творческой значимости, но все же довольно любопытным кажется тот факт, что именно работы этой русской художницы, которую в дореволюционной России судили за кощунство и которая в 1915 году переехала во Францию по приглашению Сергея Дягилева  так вот, именно работы Натальи Гончаровой являются сегодня самыми дорогостоящими за всю историю человечества произведениями искусства, созданными женщиной.

Сайт ГТГ сообщает: «В экспозиции около 400 экспонатов 1907–1959 годов: живописные работы, эскизы к знаменитым спектаклям «Русских сезонов» в Париже, наброски костюмов и тканей для Домов моды, редкие книжные иллюстрации. В состав выставки вошли произведения из собрания Третьяковской галереи, обладающей уникальной по количеству и качественному составу коллекцией работ Гончаровой, а также из 23 отечественных и зарубежных музеев и частных собраний. Среди западных партнеров проекта  Центр Жоржа Помпиду (Париж), Музей современного искусства города Парижа, Музей моды Гальера (Париж), Музей Людвига (Кельн), Стеделийк-музей (Амстердам), «ABA Gallery» (Нью-Йорк). Подавляющее большинство произведений из этих коллекций никогда ранее не выставлялось в нашей стране». Некоторые из представленных полотен позволяют существенно расширить взгляд отечественных ценителей авангарда на творчество Гончаровой и ее значение. Так, например, некоторые ее работы начала 1910-х годов легко можно отнести к абстракционизму, в то время как это направление едва лишь зарождалось и крупнейшие его представители еще только подходили к нему.

С 16 по 21 декабря в кинотеатре «Пионер» пройдет четвертая, завершающая часть ретроспективы Сэйдзюна Судзуки, приуроченной к 90-летию живого классика японского кинематографа.

Начиная с сентября, Музей кино и Японский фонд, при поддержке посольства Японии, представили для киноманов 37 фильмов одного из самых необычных режиссеров Страны восходящего солнца. Большинство фильмов никогда не демонстрировались в России, и найти их даже в японском интернете невозможно. Творчество этого режиссера чрезвычайно специфично и его невозможно отнести ни к одному из направлений национального и мирового кино.

Первые три части ретроспективы были посвящены работе Судзуки на студии «Никкацу», когда он осуществлял свои формальные эксперименты через работу над гангстерскими картинами класса Б. Потом наступило десятилетие отлучения от кино, после увольнения со студии. На смену ему пришел поздний период в творчестве Судзуки, охватывающий почти три десятка лет, с 1977 по 2005 годы. Фильмы режиссера выходили намного реже, но теперь он обрел свободу от диктата студий и ограничений жанрового коммерческого кино. Для такого художника как он, творчески беззаконного, придающего первостепенное значение форме и изображению, создающего на экране причудливую реальность, в которой трудно различить границы сна и яви  эта свобода имела решающее значение.

Именно 6 картин этого, позднего, отрезка творческой биографии Сэйдзюна Судзуки мы увидим в «Пионере» в середине декабря. Найдется место и психологическому триллеру («Повесть о горе и печали»), и экспериментам с гангстерскими историями («Капоне пролил много слез» и «Пистолетная опера»), и т.н. «трилогии романов об эпохе Тайсё» (1912-1926 гг.), эпохе, которая стала наиболее либеральным периодом в политической истории довоенной Японии и временем впечатляющего расцвета японской литературы, когда национальные традиции были оплодотворены влиянием европейских (в т.ч., и далеко не в последнюю очередь, русских) писателей.