Апрельский Smart Art

Smart art
1918 Копировать ссылку

Smart Power Journal представляет краткий обзор некоторых фильмов, спектаклей, выставок, концертов и других культурных событий в России, способствующих общественным дискуссиям по актуальным проблемам современного мира.

С 4 апреля выходит в прокат фильм «Самсара» (США, 2011). Через полтора года после международной премьеры документальный фильм режиссера Рона Фрике можно будет увидеть и на российских экранах.

Как пишет Кинопоиск.ру, это необычайно красивое кино, снятое «полностью на 70-миллиметровую пленку, представляет собой полуторачасовое путешествие по самым удивительным местам планеты (всего в фильме покажут 25 стран на 5 континентах). Действие «Самсары» переносит зрителя на священные земли и в зоны стихийных бедствий, в сердце промышленных объектов и природных чудес». «Самсара» в переводе с санскрита  «вечно движущееся колесо», или «цикличное существование».

С 11 апреля в прокате фильм Бориса Хлебникова «Долгая счастливая жизнь». Единственный российский участник основной программы Берлинского кинофестиваля этого года, фильм «Долгая счастливая жизнь» снимался в настоящей деревеньке на Севере России, в Мурманской области.

Короткая (менее 1 часа 20 минут) лента рассказывает о столкновении с неприглядной действительностью в российской глубинке начинающего фермера, стремящегося создать эффективное хозяйство и дать рабочие места местным жителям.

Речь в фильме идет не только о коррупции или произволе (хотя они показаны вполне недвусмысленно), но и о пассивности граждан перед лицом зла, о разобщенности людей, о предательстве и честности, о способности идти до конца, о примирении с подлостью и причинах беспощадности русского бунта.

С 11 апреля в кинотеатрах также выходит новый фильм Георгия Данелии «Ку! Кин-дза-дза». 82-летний классик отечественного кино, автор таких кинолент, как «Я шагаю по Москве», «Афоня», «Мимино» и «Осенний марафон», более 7 лет работал над римейком своего же фильма «Кин-дза-дза» 1986 года с Юрием Яковлевым, Евгением Леоновым и Станиславом Любшиным в главных ролях.

В итоге, «Ку! Кин-дза-дза» оказался мультфильмом, да еще и выходящим на экраны в 3D. Режиссер не только добавил героям современных аксессуаров вроде мобильных телефонов, но и несколько изменил сюжет. Тем не менее завязка истории осталась прежней  двое землян случайно попадают на планету под названием Плюк. В абсурдных правилах жизни на Плюке зрители узнают очень много родного для нашего мира и нашей страны. Сам Георгий Данелия в одном из интервью заметил: «в России сейчас полный Плюк, она разделилась на несколько миллионов чатлан и десятки миллионов пацаков».

С 25 апреля на киноэкранах можно будет увидеть фильм Такеши Китано «Беспредел» (Япония, 2010). Фильм, премьера которого почти 3 года назад состоялась на Каннском кинофестивале, немалое количество зрителей успело посмотреть в Интернете. Тем не менее, трудно обойти вниманием экранную премьеру в России одной из недавних работ знаменитого мастера кино, выступающего, как обычно, и сценаристом, и режиссером, и исполнителем одной из ролей.

Фильм знаменует собой возвращение Китано к кино про полицию и японскую мафию  «якудза». Однако в отличие от прежних работ (таких, как «Жестокий полицейский» (1989), «Сонатина» (1993), «Фейерверк» (1997), «Брат-якудза» (2000)), в «Беспределе» отсутствует образ главного героя, по-своему притягательного, несмотря на его большие или малые грехи и грешки. Нет в фильме Китано и музыки Джо Хисаиши, с его пронзительно лиричными темами (композитор Кэйити Судзуки создал для «Беспредела» минималистский саундтрэк с сильным электронным звучанием).

Новая лента Китано внешне бесстрастна, несмотря на происходящие кровавые разборки. Китано смотрит на преступный мир сверху, он наблюдает за гангстерами и гопниками, как энтомолог за насекомыми. Режиссер решительно отказывает героям в сочувствии и в богатстве внутреннего мира, выстраивая из них своеобразные «пищевые цепочки», в которых, по слову Ивана Карамазова, ест «один гад другую гадину». Без какой-либо назидательности Китано уничтожает привычный для мирового кино миф о криминальной романтике, показывая жизнь профессиональных бандитов в ее умственной и душевной бедности.

5 апреля в Москве в Театральном центре «На Страстном» в рамках фестиваля «Золотая маска» состоится спектакль «Лир», поставленный в 2011 году режиссером Константином Богомоловым в театре «Приют комедианта» (Санкт-Петербург).

Литературной основой для спектакля, стали, помимо трагедии Уильяма Шекспира «Король Лир», тексты Фридриха Ницше, Пауля Целана, Варлама Шаламова и Валерии Новодворской, а также то, что обозначено в программке спектакля как «Отсебятина».

Роль короля Лира исполняет Роза Хайруллина из Театра п/р Олега Табакова, номинированная за эту работу на премию «Золотая маска». В других ролях: Ульяна Фомичева, Геннадий Алимпиев, Дарья Мороз, Антон Мошечков, Павел Чинарев, Татьяна Бондарева, Ирина Саликова, Алина Старостина, Алена Бондарчук.

Действие спектакля перенесено в первую половину 40-х годов, в среду высших руководителей Советского Союза. Таким образом, столкновение сторонников и противников короля Лира превратилось в войну нацистской Германии и коммунистического СССР.

Если говорить о постановках этого сезона, то самой востребованной пьесой является пока драма Генрика Ибсена «Враг народа». В марте, кстати, исполнилось 185 лет со дня рождения этого великого норвежца, создателя «новой драмы»  направления европейской драматургии, к которому относят пьесы таких разных авторов, как Чехов и Гауптман, Шоу и Стриндберг, Метерлинк и Голсуорси.

4 и 17 апреля в 7 вечера спектакль «Враг народа» показывает Академический Малый драматический театр  Театр Европы (Санкт-Петерург). Постановщик  Лев Додин. В ролях Сергей Курышев, Сергей Власов, Сергей Козырев, Александр Завьялов, Елена Калинина, Екатерина Тарасова, Дана Абызова, Игорь Черневич, Екатерина Клеопина.

В версии Льва Додина история о враче, обнаружившем, что его родной город продает приезжим зараженную вредными бактериями воду, стала историей о мужестве человека, идущего против большинства. Доктор Стокман и его семья, отстаивающие идеалы правды и добра, одеты в костюмы светлых тонов. Их антагонист мэр  весь в черном. Между ними «серые» в прямом и переносном смысле городские обыватели. Тихое упорство интеллигентного Стокмана в исполнении Сергея Курышева вызывает в памяти выступления перед беснующимся большинством съезда народных депутатов в 1989 году академика Андрея Сахарова.

В Москве 16 и 18 апреля в 8 вечера спектакль «Враг народа» играет Творческое объединение «Гнездо». Режиссер и автор сценической редакции текста Ибсена  Александр Гнездилов. В ролях  Анастасия Плюснина, Светлана Бельская, Эрвин Гааз, Виталий Кудрявцев, Евгений Елсуков, Александр Гнездилов.

Действие московского «Врага народа» разворачивается за большим круглым столом, где сидят и актеры, и зрители, которые таким образом становятся частью спектакля, согражданами доктора Стокмана и других героев Ибсена. В этой «драме идей» доктор – современный «рассерженный горожанин», а среди других персонажей есть и жуликоватая бюрократия на страже стабильности, и конформная буржуазия, и «независимая» журналистика с радикальной риторикой – вожатые протеста.

С 11 апреля по 23 июня в Инженерном корпусе Третьяковской галереи (Лаврушинский, 12) пройдет выставка живописи, графики и инсталляций Бориса Мессерера. Как сообщает сайт галереи, на выставке, приуроченной к 80-летию художника, будут, в частности, представлены «инсталляции «Реквием по Венедикту Ерофееву» (2000) и «Обыск» (2011), произведение, посвященное репрессиям 1937 года.

Эта тема раскрывается и в макете памятника жертвам репрессий в Кирове (2011), конкурс на создание которого выиграл Борис Мессерер. В экспозицию войдут живописные пейзажи 1960-х и абстрактные композиции конца 1970-х  начала 1980-х годов, серия рисунков углем «Белые ночи», а также выполненные в технике акварели виды Тарусы и портреты Беллы Ахмадулиной, жены художника».