Симеон Дянков. Счастье и реформы

Открытая площадка
4225 Копировать ссылку

В Москве состоялась организованная Фондом Гайдара открытая лекция Симеона Дянкова, бывшего министра финансов и вице-премьера Болгарии, создателя международного рейтинга «Doing Business», а ныне ректора Российской экономической школы. Мы записали основные тезисы лекции, с которой экономист обратился к аудитории.

  1. Существует прямая корреляция между тем, как быстро государства двигаются по пути реформ и уровнем богатства, политического развития и счастья. За небольшим исключением, большинство бывших коммунистических стран несчастны. Исследование* показывает, что постсоветское пространство  один из самых депрессивных регионов мира. Страны, которые попробовали и остановили реформы или не начинали их вовсе, — особенно несчастны. Наименее счастливые — Украина, Россия, Сербия, Болгария и Венгрия. 

  2. Можно выделить три группы стран: те, кто быстро провели экономические и политические реформы; те, кто провели отложенные реформы, т.е. выбрали путь реформ, но подождали и провели их позднее; и те, кто отказались от реформ сразу, начали реформы, но отказались потом или провели косметические преобразования, но решили оставить те же элиты во власти и сохранить статус-кво в экономике.

  3. Польша и Чехия быстро и успешно провели необходимые реформы — там существовал огромный общественный запрос на перемены, было желание вернуться в Европу, создать новую экономику и новый режим. Словакия провела реформы поздно, но за короткий срок обогнала Чехию и Польшу по уровню ВВП на душу населения и находится впереди по многим другим показателям. Россия сложно двигалась по пути реформ до 1996 года, затем реформы остановились и произошел откат. В Венгрии реформы были фактически отменены и пересмотрены. Болгария провела реформы слишком поздно, но чем дольше вы откладываете, тем сложнее их проводить. Белоруссия, Казахстан, Армения, Азербайджан ограничились косметическими изменениями, но в конечном итоге выбрали стабильность вместо реформ. Грузия долго отказывалась от трансформации и была сильно коррумпирована, но в середине 2000-х провела фундаментальные реформы и совершила резкий скачок в развитии. Украина отличается от всех стран региона — она не проводила реформы и не пыталась обеспечить стабильность.

  4. Наибольшие сложности с посткоммунистической трансформацией оказались у стран третьей группы. Там, где остаются прежние элиты, у власти все время находятся одни и те же люди, которые становятся чрезмерно коррумпироваными. Государственные чиновники являются латентными или явными миллиардерами, потому что используют властные возможности для собственного обогащения. Учитывая огромные ресурсы, в России сегодня самые богатые элиты, они значительно богаче и коррумпирование, чем в других странах.

  5. Почему реформы останавливаются и происходит откат? Одна из основных причин — то, как начали проводить трансформацию. Если элиты создают капитализм для друзей, население видит процесс перехода, как процесс обогащения и ассоциирует новую экономику с коррупцией. В результате растет сопротивление экономическим и политическим изменениям, происходит уход от перемен и желание поддерживать стабильность и политиков, которые предлагают стабильность, реформатор становится не моден и не популярен. Происходит концентрация на традиционных и национальных ценностях, возврат к государственной собственности и уход от рынков, контроль цен и монополизация. Эти тенденции сегодня превалируют во многих странах постсоветского пространства.

  6. Реформировать государство оказалось сложнее, чем экономику. Недостаточно реформировать институт, прежде всего необходимо изменить отношение к институту. Реформы в Чили оказались более успешными, потому что там за короткий период уволили всех, кто раньше работал в судах. Пришли новые люди, с другими ценностями и идеями, и это позволило изменить мышление. В России и других посткоммунистических странах этого не получилось, потому что не было понимания, что одновременно нужно менять всё.

  7. У реформатора должна быть идеология, но у большинства политиков сегодня нет идеологии, им приятно быть на публике, фотографироваться, выступать с речами, в которых нет идей, и, к сожалению, людям это нравится. В мире очень мало политиков с идеями. Политик-реформатор должен точно знать, что он хочет сделать и в каком направлении идти. Нужна политическая воля — политик должен быть готов провести реформу и сделать что-то новое, не думая о своем собственном будущем, о сохранении власти и любви народа, он должен быть готов к тому, что его могут ненавидеть. Раньше такие политики были, сегодня, к сожалению, их почти не осталось.


* В процессе исследования, людей со средним уровнем дохода спрашивали, довольны или недовольны они своей жизнью и почему. Детерминанты счастья: здоровье и продолжительность жизни, уровень доходов, количество солнечных дней в году и наличие семьи. Подробнее об исследовании — Simeon Djankov, Elena Nikolova, Jan Zilinsky. The Happiness Gap in Eastern Europe.

Симеон Дянков (Simeon Djankov) — PhD in Economics. 14 лет проработал во Всемирном банке; председатель Наблюдательного совета Европейского банка реконструкции и развития (2004-2009); министр финансов и вице-премьер Болгарии (2009-2013). Профессор Школы государственного управления им. Кеннеди Гарвардского университета, ректор Российской экономической школы.