«Притворство и есть единственная реальность»

Kulturkampf
1257 Копировать ссылку

После десятилетнего перерыва народная артистка России Елена Яковлева вернулась на сцену родного «Современника» в спектакле-бенефисе по знаменитому роману Сомерсета Моэма «Театр». В прочтении режиссёра Владимира Панкова новая постановка стала своеобразной манифестацией популярных режиссерских направлений в современном театре.

Режиссёр Панков предлагает взглянуть сразу на все модные тенденции в постановке спектакля. Местами он высмеивает амбиции молодых коллег — а, с другой стороны, демонстрирует всевозможные трюки, часто применяемые на сцене. Таким образом, «Театр» Панкова стал своеобразной искусствоведческой экскурсией: если хочешь понять, что происходит в современном театре, то в премьере «Современника» на одной сцене можно увидеть авторский почерк Римаса Туминаса, Кирилла Серебренникова, Юрия Бутусова, Ивана Поповски и других театральных мэтров.

Стоит отметить несколько смысловых пластов, затронутых постановочной группой: история театра «Современник», сценическая биография Елены Яковлевой, переплетения драматургического материала «Вишневого сада», «Чайки», «Идиота» и самого романа «Театр». Постановка перенасыщена многочисленными поворотами драматургического решения, смыслами и визуальными эффектами.

Модное сценографическое решение: действие разворачивается на ступенях амфитеатра, что, кстати, имеет и практический смысл — зрителю удобно смотреть этот спектакль с любого места в зрительном зале, а сцена приобретает своего рода 3D-эффект. Но при этом яркость и пестрота пространства порой не дополняют, а буквально перекрывают собой актёрскую игру, перетягивая всё внимание зрителя, становясь не только полноправными действующими лицами, но и конкурентами за внимание зала.

Конечно, всё действо закручено вокруг главной героини, звезды вечера. Порой складывается ощущение, что это вовсе не спектакль, а творческий вечер или концерт, какие некогда устраивала Примадонна. Легко считываются танцевальные и музыкальные интермедии, заполняющие «окна» во время смены Яковлевой своих образов.

Легкий, но ощутимый в постановке вахтанговский флёр рождается из сценографического решения художника-постановщика и художника по костюмам Максима Обрезкова. Стоит отметить, что почти одновременно Театр имени Евгения Вахтангова выпустил свой «Театр» — версию Ольги Субботиной, где в главной роли блистает Лидия Вележева, а автором декорации и костюмов стал тот же Обрезков. Здесь зритель увидит фрагменты произведений Шекспира («Много шума из ничего», «Ромео и Джульетта») и Шиллера («Мария Стюарт»).

Несколько исполнителей заслуживают отдельного внимания. Интересно воплощение Джимми Лэнгтона (Владимир Суворов), наставника Джулии, живущего в памяти великой артистки и выполняющего роль её своего рода совести. Он пытается и мудро предостеречь артистку, и направить на путь истинный, и помочь сохранить гений Джулии.

Сын героини Роджер (Ильдар Тагиров) и Том Феннел (Михаил Шамков), с одной стороны, демонстрируют, каждый в разные моменты, свою индивидуальность. А, с другой стороны, они настолько похожи, что их легко спутать, почти братья-близнецы. Один становится тенью другого. Через такую призму понятен выбор главной героини и её опека над новым увлечением.

Линия самой Яковлевой выстроена безупречно: каждый выход артистки — это небольшой этюд на заданную тему. Зритель видит разнообразие возможностей изумительной актрисы. Но, признаваясь сам, что спектакль стал некоей игрой в игру, сложных задач режиссёр перед Еленой Яковлевой не ставит. Здесь, скорее, больше актёрских штрихов, ярких эпизодов, вокруг которых строится постановочная картинка. Для публики в таком решении заложена возможность «экстерном» познакомиться с различными гранями таланта актрисы.

Фотографии: театр «Современник»