Smart Art. Февраль-март

Smart art
3085 Копировать ссылку

Основные темы очередного арт-обзора — неприятие частью общества современного искусства и критический реализм по отношению к истории и сегодняшнему дню. Обе темы оказываются актуальными в самых разных странах и в разные эпохи. Эта типичность говорит о схожести человеческой природы вне зависимости от границ государств и национальных рамок и одновременно дает надежду на общественное выздоровление, аналогичное уже произошедшим в прошлом.

Выставки

28 февраля в ГМИИ имени Пушкина завершит свою работу выставка немецко-швейцарского художника Пауля Клее (1879-1940) «Ни дня без линии».

Творчество Клее, одного из самых значительных авангардистов XX века, в разные периоды его жизни художника примыкало к направлениям экспрессионизма и сюрреализма, кубизма и абстракционизма, конструктивизма и примитивизма.

Но дело не в количестве модернистских «измов». Богатая фантазия и разнообразие приемов не размывали узнаваемый стиль Клее и его творческую индивидуальность, а как бы «высвечивали» ее с различных ракурсов — будь то участие с Кандинским в группе «Синий всадник» или преподавание в Баухаусе. Пауль Клее — художник одновременно сложный и внятный. Мотивы и концепции его картин не просты, но в немалой своей части доступны восприятию не только ценителей, но и неофитов.

На выставке представлено более 150 произведений живописи и графики, созданных мастером в разные периоды творчества: знаменитые африканские акварели (1914), геометрический «Вид города с красным куполом» (1923) и ироничный «Шаг» (1931) из коллекции Центра Пауля Клее (Берн), романтичная «Восходящая звезда» (1931), тревожная «О, эти слухи!» (1939) и трагический «Пленник» (1940) из Фонда Бейелера (Базель) и другие произведения из собраний Швейцарии.

Пауль Клее. «Рыбнаяя магия»

Пауль Клее. «Рыбная магия»

В экспозиции также показаны уникальные артефакты: композиции-гербарии, фрагменты дидактических трактатов-таблиц, подлинные инструменты и фотографии из мастерских Клее, куклы, участвовавшие в импровизированных представлениях кукольного театра в доме художника.

В 1933 году, после прихода к власти в Германии национал-социалистов, творчество Клее, как и других авангардистов и модернистов, было объявлено «дегенеративным искусством», он потерял работу в Художественной академии Дюссельдорфа и был вынужден уехать в Швейцарию. Там решение о выдаче ему гражданства было принято из-за бюрократических проволочек лишь семь лет спустя — и ровно через неделю после смерти художника.

Сегодня именно работы Клее из швейцарских музеев легли в основу приехавшей в Москву экспозиции.

В Третьяковской галерее до 1 марта работает выставка современного российского бурятского художника Зорикто Доржиева «Воображамая реальность».

В своих работах Доржиев соединяет российскую (и шире — европейскую) школу и национальную самобытность. Результатом этого синтеза в его творчества становится возникновение новой сущности — вписанной в мировой творческий контекст живописи одного из народов России.

Зорикто Доржиев. «Девочка с персиками»

Зорикто Доржиев. «Девочка с персиками»

Национальные традиции, тем самым, осваивают новые творческие территории и одновременно обогащаются, соприкасаясь с мировым наследием.

Тем временем, в Центре дизайна ARTPLAY проходит мультимедийная выставка «От Моне до Сезанна», представляющая зрителю на гигантских экранах работы девяти крупнейших импрессионистов — от их предтечи Эдуарда Мане до Поля Сезанна, осуществившего переход от импрессионизма к новым художественным поискам.


Кино

В кинотеатрах продолжает идти «Левиафан» Андрея Звягинцева, не получивший «Оскара», но ставший самым заметным событием в российском кино за долгие годы.

Этот фильм — глоток правды о России, для одних освежающий, а для других мучительно неприемлемый.

Кадр из фильма «Левиафан»

Кадр из фильма «Левиафан»

Дискуссии о фильме превращаются в разговор о задачах искусства вообще: должно ли оно убаюкивать зрителя, давать ему (пусть и иллюзорные) надежды — или эту надежду, заражаясь с экрана протестом против безнадёги и отвергая синдром выученной беспомощности, зритель должен выстроить сам, в реальности, в своей жизни.

В ролях: Алексей Серебряков, Елена Лядова, Роман Мадянов, Владимир Вдовиченков, Валерий Гришко и другие

«Бёрдмэн» Алехандро Гонсалеса Иньярриту получил 4 «Оскара» — как лучший фильм, лучшие работы режиссера и оператора, лучший сценарий.

Кадр из фильма «Бёрдмэн»

Кадр из фильма «Бёрдмэн»

В истории о попытке забытой кинозвезды вновь вернуться к активной работе играют: Майкл Китон, Эдвард Нортон, Эмма Стоун, Наоми Уоттс, Андреа Райзборо и другие.

«Игра в имитацию» с Бенедиктом Камбэрбэтчем в главной роли — история Алана Тьюринга, выдающегося британского ученого.

Кадр из фильма «Игра в имитацию»

Кадр из фильма «Игра в имитацию»

Во время Второй мировой войны этот талантливый математик внес большой вклад в победу над нацизмом, сумев подобрать ключи к секретным кодам немцев. По горькой и страшной иронии судьбы, спустя десятилетие после Победы, в 1950-е годы Тьюринг стал жертвой законодательного преследования в Великобритании сексуальных меньшинств.

Еще одна, на сей раз сугубо игровая, история о спецслужбах и шпионаже — «Kingsman: Секретная служба». В этом комедийном шпионском боевике играют Колин Фёрт, Сэмюэл Л. Джексон, Майкл Кейн, Тэрон Эджертон и другие.

Отходя от мэйнстрима к артхаусу, упомянем фильм Корнеля Мундруцо «Белый бог» (Венгрия – Германия – Швеция, 2014), получивший приз в программе «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля. Это жесткая антиутопия, главными героями которой станут 274 собаки из приютов.

Кроме того, в кинотеатрах сейчас идет «Шрам» Фатиха Акина (Германия – Франция – Польша – Турция – Канада – Россия – Италия, 2014). Этот немецкий режиссер турецкого происхождения обратился к чрезвычайно неприятной для немалой части турецкого общества теме геноцида армян в Османской империи в 1915 году.

Кадр из фильма «Шрам»

Кадр из фильма «Шрам»

Несколько лет назад в Турции был убит Грант Динк, журналист армянского происхождения, неоднократно затрагивавший тему преступлений 1915 года. В какой-то мере «Шрам» значит для современной Турции, исламизирующейся под властью склонного к авторитаризму Тайипа Реджепа Эрдогана, то же самое, что для России украинский фильм 2013 года «Хайтарма» о сталинском геноциде крымских татар, в корне изменившим этнический состав населения полуострова. Это гневное свидетельство преступлений, массово отрицаемых и сегодня — отрицаемых, потому что и поныне страна пользуется их плодами. Важнейшая гуманистическая миссия фильма Акина во многом искупает его недостатки.