Что год грядущий нам готовит: три закона, вступающих в силу 1 января

Имхо
6571 Копировать ссылку

Как известно, наша Государственная дума последние годы буквально ставит рекорды по объему и скорости законотворчества. Следить за изменением правового поля в России становится все сложнее. Причем, сложности возникают не только у нас, частных лиц — правопользователей, не поспевают за депутатами уже и исполнительные органы государственной власти — правоприменители.

Не так давно, статс-секретарь – заместитель министра экономического развития Российской Федерации Олег Фомичев предложил официально закрепить правило, согласно которому все новые законы и изменения в старые могут вступать в силу только в один из двух дней в году: либо 1 января, либо 1 июля. Мол, при такой системе все будут успевать заранее готовиться к нововведениям.

Уж не знаю, была ли эта инициатива проявлением чувства юмора уважаемого Олега Владимировича, но ее появление очень симптоматично. Только проблему, которую обозначил представитель экономического ведомства следовало бы решать не такими технократическими методами. Принятие закона должно быть результатом колоссальной работы, широких дискуссий, договоренностей и компромиссов представителей всех заинтересованных лиц, экспертов и политиков. Тогда, это будет настоящий закон. В России закон давно утратил свое истинное значение, поэтому и выпускают его у нас как с конвейера.

На сегодняшний день принято, одобрено и подписано несколько десятков федеральных законов, вступающих в силу с 1 января 2015 года. Конечно, это число еще увеличится по мере окончания года текущего. Рассмотрим некоторые из ожидающих своего дня законов, на предмет того, к чему следует готовиться обществу.

Три закона, затрагивающих социальную, экономическую и политическую сферу жизни, которые вступят в силу сразу после двенадцатого удара новогодних курантов.

  1. Вступит в силу новый федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»

    Социальное обслуживание, напомним, включает предоставление социальных услуг на дому, в полустационарной или в стационарной форме, а также разовой помощи. Указанный закон заменит собой следующих «ветеранов» нашего законодательства: федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (от 2 августа 1995 года N 122-ФЗ) и федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ).

    Первичный анализ показывает, что многие свои положения новый закон перенял от своих предшественников, слегка отточив законодательную технику. Однако различия носят не только стилистический характер.

    Новый закон сохранил статью, закрепляющую принципы социального обслуживания, но ряд принципов при рецепции был исключен, а именно:

    - приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;
    - профилактической направленности;
    - предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания;
    - преемственности всех видов социального обслуживания;
    - ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;
    - приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов;
    - ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

    Не досчитался новый закон и таких направлений социального обслуживания, как предоставление временного приюта и оказание реабилитационных услуг. Кроме того, исключено такое направление, как предоставление материальной помощи лицам в трудной жизненной ситуации. При этом закон предусмотрел предоставление срочных социальных услуг, которые частично включают в себя материальную помощь. Однако такие срочные услуги уже не позволят в рамках социального обслуживания предоставлять помощь в виде денежных средств, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

    Уже с этого года введена независимая оценка качества оказания услуг учреждениями и предприятиями социального обслуживания, но исходя из того регулирования, которое закреплено и старым, и новым законом (независимая оценка проводится специальными советами только на основе размещенной или опубликованной информации о таких учреждениях), можно предположить возможность довольно формального подхода к такой оценке. Правда, новая редакция закона имеет и свои преимущества. Например, приведен четкий и вместе с тем широкий перечень лиц и случаев, в которых оказывается социальное обслуживание. Были более конкретизированы процедурные и организационные вопросы, в том числе вопросы взаимодействия организаций социального обслуживания с иными структурами.

  2. Будет введен в действие институт налогового мониторинга

    Дискуссии о пользе и перспективах налогового мониторинга велись довольно давно: налоговая служба и Минфин проводили исследования, экспериментировали и отрабатывали его инструменты. Наконец, закон был принят.

    Суть налогового мониторинга очень проста. Налоговый орган в течение всего года получает доступ к учетной информации в электронной форме организации, наблюдает и проверяет ее. Может в упрощенном порядке затребовать необходимые документы и информацию.

    При выявлении налоговым органом факта, который свидетельствует о неправильном исчислении (удержании), неполной или несвоевременной уплате (перечислении) организацией налогов и сборов, такой орган направляет в организацию мотивированное мнение. Организация соглашается с ним, либо формулирует разногласия, которые будут рассматриваться по специальной процедуре в ФНС России.

    Организация и сама вправе запросить у налогового органа мотивированное мнение при наличии у нее сомнений или в случае неясности по вопросам правильности исчисления (удержания), полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов. Таким образом, в рабочем порядке могут решаться многие проблемы применения налогового законодательства. Проводиться налоговый мониторинг будет только по заявлению самой организации. То есть, это сугубо добровольная вещь.

    Институт налогового мониторинга распространяется на относительно крупные организации. Согласно закону, обратиться в налоговый орган с просьбой о проведении налогового мониторинга могут только налогоплательщики:

    1) совокупная сумма налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и налога на добычу полезных ископаемых, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, без учета налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, составляет не менее 300 миллионов рублей;

    2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организации за календарный год, предшествующий году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей;

    3) совокупная стоимость активов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации на 31 декабря календарного года, предшествующего году, в котором представляется заявление о проведении налогового мониторинга, составляет не менее 3 миллиардов рублей.

    Важным стимулом к участию в налоговом мониторинге является запрет на проведение налоговых проверок в отношении такой организации за период, в котором осуществлялся мониторинг. Таким образом, это позволит организации сократить количество проводимых проверок, а также обеспечит некоторым иммунитетом по претензиям налогового органа.

    Однако в свете последних изменений законодательства, позволяющих правоохранительным органам возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям без обращения налогового органа, возникает сомнение в востребованности института налогового мониторинга. Ведь в этом случае, даже исключив возможные проблемы с налоговой, организация может столкнуться с претензиями следствия. Пожалуй, этот закон является примером бессистемности политики властей.

  3. Возвращается голосование «Против всех»

    Вступит в силу Федеральный закон от «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (04.06.2014 N 146-ФЗ).

    Несмотря на свое сложное название и относительно внушительный объем, закон посвящен довольно простому — возврату так называемой графы «Против всех». В этом году власти вдруг срочно решили вернуть избирателям возможность выражать свой протест не путем голосования за оппозицию, а путем выражения недоверия сразу всем. Вокруг этого института избирательной системы давно ведутся споры относительно его пользы и вреда: в свое время, его достаточно оперативно отменили под лозунгом повышения ответственности избирателей и стабилизации политической системы. Теперь, в заботе о правах граждан и все той же стабильности системы, законодатель пересмотрел прежний подход.

    Ниже следуют некоторые особенности голосования против всех кандидатов или списков кандидатов, согласно новому закону:

    - «против всех» можно голосовать только на муниципальных выборах (на выборах губернаторов, региональных парламентов, Госдумы и президента эта норма применяться не будет);
    - включение этой графы в бюллетень на местных выборах является обязательным (ранее обсуждалась ее факультативность);
    - графа будет присутствовать как при выборах по мажоритарной системе (одномандатные и многомандатные округа), так и по пропорциональной системе (партийные списки);
    - если число проголосовавших против всех кандидатов превысило число голосов за победителя, то такие выборы будут признаны несостоявшимися;
    - при выборах по многомандатным округам кандидаты, получившие меньшее число голосов, чем голосов против всех, считаются неизбранными.

    Следует отметить особенности последствий голосования против всех партийных списков. Согласно уже действующему закону, выборы будут признаны несостоявшимися, если за «победившие» списки было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Таким образом, голосование против всех списков потенциально может привести к признанию выборов несостоявшимися. Напомним, что при несостоявшихся выборах, законодатель предусматривает проведение повторных выборов. Причем ограничений участия кандидатов и партий в повторных выборах закон не вводит.

    Еще много законодательных нововведений вступят в силу 1 января. Например, новые законы о накопительной и страховой пенсиях, поправки в закон о рекламе, многочисленные изменения в налоговом кодексе, новый закон о карантине растений и т.д. Будем готовиться к ним уже сейчас.