Smart Art в декабре

Smart art
2951 Копировать ссылку

Когда государство излишне отрывается от повседневной жизни людей, предпочитая насущным проблемам геополитические или псевдоисторические фантазии, одним из приоритетов искусства становится внимание к жизни и судьбам конкретных людей. Сегодня примеры такого искусства в нашем декабрьском обзоре.

Фильм

Дети священника

Хорватия  Сербия, 2013
Режиссер: Винко Брешан
В ролях: Крешимир Микич, Лазар Ристовски и др.

Кадр из фильма «Дети священника»

Кадр из фильма «Дети священника»

4 декабря в прокат выходит комедия «Дети священника», о католическом падре, который решил одолеть демографические проблемы на одном отдельно взятом острове.


Фильм

Дурак

Россия, 2014
Режиссер: Юрий Быков
В ролях: Артем Быстров, Наталья Суркова, Юрий Цурило, Борис Невзоров, Сергей Арцибашев, Дарья Мороз, Любовь Руденко, Александр Коршунов, Илья Исаев, Ирина Низина и др.

Кадр из фильма «Дурак»

Кадр из фильма «Дурак»

11 декабря в кинотеатрах появится фильм Юрия Быкова «Дурак». Предыдущая лента этого режиссера — «Майор» — стала убедительным опытом создания честного, социально-критического кино о жизни современной России. В ситуации, когда фильмы на по-настоящему актуальные темы, так обычные для других стран Европы, выходят крайне редко, — фильм о последствиях морального разложения правоохранительных органов и неравенства граждан перед законом выглядел глотком свежего воздуха. Новый фильм Юрия Быкова посвящен той же проблеме: нравственному выбору каждого человека по отношению к окружающим его правилам жизни, только на сей раз в центре сюжета окажутся проблемы ЖКХ и обслуживание обыкновенного городского жилого дома.


Документальный фильм

Музеи Ватикана

Великобритания, 2014

Кадр из фильма «Музеи Ватикана»

Кадр из фильма «Музеи Ватикана»

В тот же день в кино выйдет документальный фильм «Музеи Ватикана». Зритель сможет увидеть в 3D шедевры живописи и скульптуры из собрания римских понтификов.


Фильм

Звездная карта

Канада — США — Германия — Франция, 2014
Режиссер: Дэвид Кроненберг
В ролях: Джулианна Мур, Миа Васиковска, Джон Кьюсак, Роберт Паттинсон, Оливия Уильямс и др.

Кадр из фильма «Звездная карта»

Кадр из фильма «Звездная карта»

С 18 декабря в российском прокате «Звездная карта» Дэвида Кроненберга — злая сатира на Голливуд от знаменитого канадского режиссера, подробно препарирующая психопатологии звездного мирка, заселившего холмы Лос-Анджелеса. Сыгравшая в фильме Джулианна Мур получила приз Каннского кинофестиваля за лучшую женскую роль.


Спектакль в кино

Буря

Канада, 2010
Режиссер: Дес МакАнуфф
В ролях: Кристофер Пламмер, Дайон Джонстоун, Джулиана Соелистио, Гарет Поттер, Дэвид Коллинз и др.

Спектакль «Буря»

Спектакль «Буря»

20 декабря на экранах появится видеоверсия спектакля «Буря» по одноименной пьесе Шекспира. В главной роли  волшебника Просперо  Кристофер Пламмер. Спектакль был сыгран на знаменитой сцене театра Стратфорда-на-Эйвоне в рамках Шекспировского фестиваля.


Фильм

Путешествие с родины на родину

Германия  Франция, 2013
Режиссер: Эдгар Райц
В главных ролях: Ян Дитер Шнайдер, Антония Биль, Максимилиан Шнайдт и др.

Кадр из фильма «Путешествие с родины на родину»

Кадр из фильма «Путешествие с родины на родину»

В рамках Фестиваля немецкого кино в Москве 7 декабря состоится единственный показ фильма ветерана немецкого кино Эдгара Райца «Путешествие с родины на родину». Почти четырехчасовая черно-белая лента, получившая немало национальных кинонаград и объездившая многие фестивали, скрупулезно и максимально достоверно воссоздает быт немецкой глубинки середины позапрошлого века. Райц  опытный мастер подобных реконструкций и его работа кажется порой едва ли не документальной. Действие фильма происходит в 1843 году в маленькой прусской деревушке Шаббах. Здесь в беспросветной нужде живет семья кузнечных дел мастера Йохана: его мать, жена Маргарете и сын Якоб. На примере одной семьи Райц разворачивает картину жизни и нравов крестьянства и ремесленничества той эпохи: свадьбы, рождение детей, отречение от дочери, вышедшей замуж за человека иной веры, возвращение домой после 12 лет воинской повинности второго сына Густава, похороны сразу нескольких детей, не перенесших холодной зимы... Фильм с его деромантизацией прошлого становится спусковым крючком для размышлений зрителя об истории своих предков, о трудностях, через которые проходили поколения. О практическом, ощутимом значении прогресса  социального и технического, о его огромной положительной роли, которую сегодня любят перечеркивать разнообразные фундаменталисты и поклонники «традиционных ценностей».


Лекция

Современный китайский кинематограф

Еврейский музей и центр толерантности

Кадр из фильма «Император и убийца»

Кадр из фильма «Император и убийца»

При словосочетании «китайское кино» многие вспоминают картины, попадавшие еще в советский прокат «по обмену», или любимые с перестроечных времен гонконгские боевики. Между тем, с конца 1980-х ведущие мировые кинофестивали сходят с ума по новым (а потом и новейшим) китайцам  первопроходцам современного социального кино, которые не гнушаются самых рискованных тем и приемов, чудом обходят цензуру на родине и остаются триумфаторами Берлина, Канн и Венеции. На этой территории поиски китайских кинематографистов смыкаются с авангардом актуального изобразительного искусства. Как буддистская философия отражается в постсекулярном пространстве современного Китая? Где грань между документальным и игровым? Помогает ли система жанров найти общий язык со зрителем? Кто, собственно, и зачем смотрит современное кино в Китае? Нуар и триллер, комедия и приключенческий фильм, сказка и эротика: Чжан Имоу и Цзя Чжанкэ, Дяо Йинан и Цзян Вэнь, Цай Минлян и Ван Бин… Формы и лучшие имена современного китайского авторского кино в лекции известного кинокритика Антона Долина «Современный китайский кинематограф», которая состоится 3 декабря в Еврейском музее и центре толерантности.


Спектакль

Circo Ambulante

Режиссер: Андрей Могучий
В главных ролях: Лия Ахеджакова, Альберт Филозов

Спектакль «Circo Ambulante»

Спектакль «Circo Ambulante»

15 декабря в Театре Наций — спектакль Андрея Могучего «Circo Ambulante», главные роли в котором играют Лия Ахеджакова и Альберт Филозов. Бесконечно чистая идеалистическая история двух пожилых Дон-Кихотов — о людях, и в старости идущих на бой с диктатурой, отказывающихся мириться с окружающим их болотом, трясина которого засасывает и рассасывает человеческие жизни и судьбы. Прямота месседжа соединяется в спектакле с необычным жанровым решением. С одной стороны, Могучий не стесняется почти наива, которым видится в наши дни бескомпромиссная внятность Ахеджаковой и ее апелляция к общечеловеческим ценностям. С другой стороны, эта наивность оборачивается условностью формы: спектакль становится цирком, почти мультипликацией, с размытым местом действия — не то фашистская Испания Франко, не то неисчерпаемый «совок» из «Гаража» или «Небес обетованных».

Сквозь микст различных приемов и поначалу неясную сюжетную структуру стоит продраться к финальному трогательному бенефису Ахеджаковой и виртуозной игре Альберта Филозова — двух театральных мастодонтов уходящего поколения «шестидесятников», одной из самых прекрасных вещей, которые только рождала российская культура за последний век. Наследник фильмов Эльдара Рязанова по содержанию, «Circo Ambulante»одновременно перекликается то с Лоркой, то с О’Генри, то с Маркесом, а формой отсылает порой к Альмодовару, порой к Кустурице, а порой к фильмам Роу. Неровный и местами даже нелепый спектакль действительно может напомнить сказку — но так ведь он предназначен для людей, не потерявших веру в человечность. Этот спектакль Театра Наций — одна из редких постановок в современной Москве, где в финале многие зрители не могут скрыть своих слез.