Smart Art в октябре: кино и театр

Smart art
5831 Копировать ссылку

Нормы морали и каноны искусства — едва ли можно себе представить что-либо более изменчивое и разнообразное. Однако нас постоянно пытаются убедить, что они единожды кем-то определенны и неизменны. И под эти утвержденные сверху представления о правильном и неправильном, допустимом и недопустимом, возведенные в ранг новой идеологии, пытаются подровнять и обкорнать самую непослушную любым циркулярам, воистину постоянную величину нашего мира — человеческую природу. В попытке остановить время, развитие, движение мысли и порыв души, приверженцы мертвых традиций, выхолощенных эталонов и проржавевших скреп, выглядят, независимо от физического возраста, стариками, отчаявшимися усвоить что-то новое, поспеть на поезд завтрашнего дня и пытающихся превратить окружающий себя мир в пространство остановившегося времени, по большому счету — в пространство смерти и пустоты. Поэтому наш обзор театра и кино в октябре сосредоточится на темах развития, молодости, любви, дерзости и экспериментов — в искусстве и в жизни.

Фильм

Родина

Россия, 2015
Режиссер: Петр Буслов
В ролях: Андрей Смоляков, Петр Федоров, Екатерина Волкова, Андрей Мерзликин, Шив Субраманьян, Александр Робак, Максим Лагашкин, Любовь Аксенова и другие

Кадр из фильма «Родина»
Кадр из фильма «Родина»

С 15 октября в прокате идет фильм Петра Буслова «Родина». Основное место действия этого крайне горького анти-эскейпистского фильма — Индия, земля обетованная для российских (и не только российских) дауншифтеров. Россияне едут сюда в поисках экзотики или в попытках бежать от осточертевшей реальности. Но эти попытки бегства обречены на провал — на любом курорте мира видно, что вместе с людьми приезжает и их родина, движется по миру на подошвах ботинок, а точнее говоря — в головах, в сердцах, в привычках, в поведении, в стереотипах. Остается тщетно мыкаться в поисках «истинно индийской духовности», ощущая, что «здесь русский дух, здесь Русью пахнет» и ни на Гоа, ни где-либо еще ни от себя и от «русского мира» в себе не сбежать.

Фильм Буслова — довольно размашистая, но мастероватая и очень искренняя история о том, что выбор отеля для отдыха по известному принципу «без соотечественников» — не решает проблем. О тщетности географического бегства от проблем страны и общества. О том, что Родина внутри нас более значима, чем снаружи.



Фильм

14+

Россия, 2015
Режиссер: Андрей Зайцев
В ролях: Глеб Калюжный, Ульяна Васькович, Ольга Озоллапиня, Дмитрий Блохин, Ирина Фролова, Шандор Беркеши и другие

Кадр из фильма «14+»

Кадр из фильма «14+»

15 октября на экраны также вышел фильм «14+» внешне непритязательная, но искренняя и по возможности лишенная условностей и прикрас лента о первой любви, которую встретил довольно теплый зрительский прием (8,33 на Кинопоиске). Режиссер Андрей Зайцев предложил на поколение «ВКонтакте» не критический, но и не апологетический взгляд, рассказал историю «as is» и реакция подростков в том же ВК показала, что в итоге важной составной частью аудитории фильма стали те, о ком кино и снималось. Герои (не профессиональные актеры, а обычные тинейджеры) оказались узнаны и признаны своей средой — а это значит, что «14+» было бы полезно и любопытно посмотреть и родителям.



Фильм

Мустанг

Франция – Германия – Турция – Катар, 2015
Режиссер: Дениз Гамзе Эргювен
В главных ролях: Гюнеш Шенсой, Дога Зейнеп Догуслу, Элит Ишчан, Тугба Сунгуроглу и Илаида Акдоган

Кадр из фильма «Мустанг»

Кадр из фильма «Мустанг»

Еще один уже идущий в кинотеатрах фильм о взрослении — «Мустанг» — выдвинут от Франции на «Оскар» 2016 года. Пять сестер-подростков, живущие на севере Турции, выходя из детства, сталкиваются с жесткими запретами и ограничениями, налагаемыми патриархальным обществом. Но пятеро юных созданий не могут смириться с с ханжеством и манией контроля у старших, с несвободой и предрешенностью своей судьбы — в них говорит сама жизнь, тяга к свободе, к радости, к праву принимать важные для себя решения, к естественному для любого человека желанию любить и быть любимой.

Дениз Гамзе Эргювен, режиссер фильма, показывает, не впадая в политический пафос, что право на существование, на признание и на соблюдение есть лишь у тех традиций, которые не противоречат природе человека и уважают его личность, его права и свободы.



Фильм

Молодость

Италия — Франция — Великобритания — Швейцария, 2015
Режиссер: Паоло Соррентино
В ролях: Майкл Кейн, Харви Кейтель, Джейн Фонда, Рэйчел Вайс, Пол Дано, Суми Йо и другие

Кадр из фильма «Молодость»

Кадр из фильма «Молодость»

22 октября в кинотеатрах появится новый фильм Паоло Соррентино «Молодость». Режиссер, получивший за свой прошлый фильм «Великая красота» «Оскара», сохраняет и в «Молодости» свою приверженность красоте визуального, пафосу интонации и размытости месседжа.

Довольно очевидно, впрочем, что Паоло Соррентино верен себе и в том, что остается то ли продолжателем, то ли эпигоном Федерико Феллини. Если «Великая красота» наследовала «Сладкой жизни» в четком делении на эпизоды и в «назначении» Рима на главную роль, то теперь Соррентино играется с мотивами «8 ½». Место действия «Молодости» — санаторий, в который приезжают набраться физических и душевных сил деятели искусств. Как и в предыдущем фильме, сдвигается на несколько десятилетий возраст персонажей. Вместо кинорежиссера среднего возраста у Феллини в исполнении Марчелло Мастроянни — пожилые дирижер (всегда великолепный Майкл Кейн) и сценарист (Харви Кейтель). Современная Европа, где люди стареют, а антураж остается.



Документальный фильм

Сохрани мою речь навсегда

Россия, 2015
Режиссер: Роман Либеров

Кадр из фильма «Сохрани мою речь навсегда»

Кадр из фильма «Сохрани мою речь навсегда»

В этот же день на киноэкраны выйдет и фильм Романа Либерова «Сохрани мою речь навсегда», посвященный выдающемуся российскому поэту Осипу Эмильевичу Мандельштаму (1891-1938). Фильм, соединяющий различные типы анимации и документальные съемки, включает в себя и мотивы русского авангарда, и хип-хоп на стихи Мандельштама. Отчасти такой коллажный подход вызывает воспоминания о фильме Ильи Хржановского об Иосифе Бродском «Полторы комнаты или Сентиментальное путешествие на Родину», однако Либеров настроен куда более радикально и дерзко.

В «Сохрани мою речь навсегда» нет игровых сцен, голоса Виктора Сухорукова, Инны Чуриковой, Мириам Сехон, Александра Феклистова, Кирилла Пирогова и других исполнителей звучат за кадром. Это взгляд на Мандельштама в эпоху клипового сознания, когда люди, факты, эпохи, художественные течения становятся фрагментами одной большой мозаики, паззлами, почти что компьютерными пикселями, составляющими наши образование и сознание, нашу историческую и культурную память. Эпизоды фильма спешат, наскакивая друг на друга и подгоняя...

Но может быть, так и надо рассказывать историю гейдельбергского и сорбоннского студента и узника ГУЛАГа, умирающего от тифа в одном из пересыльных лагерей на Дальнем Востоке? Между этими фактами биографии поэта — чуть больше четверти века, в которые уместились война, революция, период творчества относительно свободного и последующее непрерывное закручивание гаек, с которым оказалась несовместимой жизнь большого поэта и необычного, сложного человека Осипа Мандельштама. В 1933 году он писал:

И стены проклятые тонки,
И некуда больше бежать,
И я как дурак на гребенке
Обязан кому-то играть.

И тогда же, в 1933-м, Борис Пастернак назовет его, теперь знаменитое, стихотворение, написанное во многом под впечатлением от страшного, убийственного голода в Крыму — «не литературным фактом, но фактом самоубийства»:

Мы живём, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца, —
Там припомнят кремлёвского горца
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири верны.
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.
А вокруг его сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычит.
Как подковы кует за указом указ —
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него, — то малина
И широкая грудь осетина.



Спектакль

Подаяние не дали

Творческое объединение «Гнездо»
Режиссер: Александр Гнездилов
В ролях: Константин Карташов и Евгений Елсуков

Спектакль «Подаяние не дали»

Спектакль «Подаяние не дали»

Творческое объединение «Гнездо», независимая театральная группа, с 2009 года экспериментирующая с постановками в различных не-театральных пространствах, играет в октябре два своих спектакля. Один из немногих репертуарных негосударственных театров продолжает свой квест по выживанию в условиях сверх-адаптивного «бедного театра», когда почти всё внимание зрителя сосредоточено на работе актера.

22 октября в Фонде Фридриха Науманна будет идти «Подаяние не дали». 20-минутный спектакль (2009, первая в российском театре постановка средневекового японского фарса Кёгэн) — по большому счету, развернутый скетч или анекдот, где объектом зрительской потехи становятся жадность и показное благочестие монаха и прихожанина. Спектакль играется двумя актерами на небольшой циновке-коврике, что сближает «Подаяние не дали» с традициями бедного народного сатирического театра в Средние века Западной Европы.



Спектакль

Враг народа

Творческое объединение «Гнездо»
Режиссер: Александр Гнездилов
В ролях: Эрвин Гааз, Анастасия Плюснина, Евгений Елсуков, Светлана Бельская, Виталий Кудрявцев, Александр Гнездилов

Спектакль «Враг народа»

Спектакль «Враг народа»

Второй спектакль, «чтение по ролям пьесы Генрика Ибсена «Враг народа»» (премьера 2013 года), запланированный на 27 октября в Культурном клубе «Яблока» — это театр в офисе, объединяющий за большим круглым столом и актеров, и зрителей, театр, где действие в первую очередь вербально. Здесь современность мысли драматурга о лжи, в которой и которой живет общество, оказывается важнее внешних эффектов, а скудость выразительных средств толкает к изощренности в их использовании.