Тукер Гомберг. Послание тем, кто стремится сделать мир лучше

В фокусе
5574 Копировать ссылку

Это письмо было написано Тукером Гомбергом, эко-активистом из Канады, в День Земли 2002 года. В то время он страдал глубокой депрессией, и написал его по заданию своего терапевта. Всю свою сознательную жизнь Гомберг потратил на вдохновляющую и часто успешную работу по изменению окружающего мира. В 2001 году он «уперся в стену», столкнувшись с активистским выгоранием. Тукеру так и не удалось справиться с депрессией, и в 2004 году он покончил жизнь самоубийством, спрыгнув с моста.

Сегодня письмо Гомберга — важное предостережение активистам и волонтерам всего мира. Чтобы не падать духом, не опускать руки и не терять силы и веры в способность изменить мир к лучшему, стоит прислушаться к советам и трагическо-поучительной истории этого незаурядного человека.

Дорогой Активист,

Сегодня еще один странный день моей жизни. Все стало странным восемь или больше месяцев назад. Раньше я был активистом. Сейчас я не знаю, кто я. Ты читал рассказ Кафки о парне, который просыпается и понимает, что он превратился в таракана?

Мой разум помутнел, я не могу думать четко. Даже приготовление бутерброда занимает много времени — мне приходится концентрироваться на каждом шаге по пути на кухню, а двигаюсь я очень медленно и с большим усилием. У меня такое чувство, что меня оглушили, и как будто я все время под кайфом. Сегодня День Земли, но у меня такое чувство, что я на другой планете.

Я провожу много времени в постели, в основном, сплю, дремлю, вижу сны.

Такое ощущение, что мой мозг растворился, хотя мне говорят, что он восстановится, когда депрессия отступит. Когда бы это не случилось. Некоторым людям нужны месяцы, некоторым — годы, а некоторые вообще никогда не выберутся из этой ямы.

Но я пишу тебе об активизме, а не о страшных последствиях депрессии.

Амори Ловинс, великий гуру энергоэффективности, однажды назвал меня гиперактивистом. Наверное, я им и был. Я жил, дышал и был сосредоточен на активизме. Он заставлял меня думать, вдохновлял, заинтересовывал, благодаря ему я чувствовал себя живым.

Но он также позволял мне игнорировать другие вещи в жизни, которым, как я вдруг осознал, я никогда не уделял достаточно внимания. Из-за этого мне грустно и уныло.

Раньше я любил готовить, но я перестал это делать. Мне всегда нравились дети, но я никогда не задумывался о рождении своих собственных. Изменение мира было более важным, а наличие ребенка мешало бы этой деятельности.

Я не развивался всесторонне, например, не изучал музыку, искусство, театр и поэзию. Я был сосредоточен на изменении мира. Я никогда по-настоящему не думал о карьере — я жил своей жизнью, не волнуясь о социальных ловушках и дипломах этого скучного, закостенелого мира.

Возможно, я жил в пузыре наивности, делая свое дело, не заботясь о том, что мои перспективы и действия были так далеки от «нормальных». В любом случае, я никогда не хотел быть нормальным. «Нормальные» довели нас до того состояния, в котором мы сейчас живем.

А теперь я разбит на осколки после того, как на меня напали полицейские в Квебеке, охранник из городской ратуши и еще много разных охранников во время состязания за пост мэра города. И после бессчетного количества арестов.

А может быть, это был слезоточивый газ или смог прошлого лета. Может быть, я слишком давил на свой мозг, и перенапрягся во время попытки стать мэром Торонто, или это было сжигание паспорта, или 20-летняя борьба с мировыми гигантами. А может быть, это 11 сентября превратило мои волнения в реальный страх перед тем, что изменение мира может быть на самом деле опасным.

Или это могла быть психологическая реакция на слишком большое количество выпитого кофе, на стресс и смог. Возможно, у меня воспалились надпочечники. Может быть, мой мозг настолько отравлен мыслями о трагических экологических катастрофах, размышлениями о загрязненном воздухе и отчаянием по поводу такого медленного улучшения и такого быстрого разрушения окружающего мира. Или мой мозг был поврежден, когда я чуть не умер от приступа стенокардии во Вьетнаме в 1998 году?

Мне стоило бы установить более близкие отношения с моей семьей и другими людьми. Не поймите меня неправильно — у меня было много друзей и знакомых в активистском сообществе. Но они не были близкими сердечными друзьями. Я забыл о своем сердце и о том, что я чувствовал по поводу событий, людей, ситуаций. Сейчас у меня кризис, я не могу нормально общаться с людьми. Мне намного проще молчать, чем пытаться объяснить, через что мне приходится проходить, или высказать отношение к проблемам других людей.

Итак, какой совет я могу дать? Будь многосторонним. Занимайся активизмом, но не перестарайся с этим. Если ты перегоришь или впадешь в депрессию, от тебя не будет толку никому, особенно самому себе. Когда ты в этом состоянии, все становится бессмысленным и кажется, что не к чему стремиться.

Это большая честь заниматься изменением мира к лучшему, но делай это в равновесии с другими вещами. Открой для себя и займись вещами, которые тебе нравится делать, и тогда ты будешь полон энергии и энтузиазма в активизме. Не бросай хобби или другие занятия, которые доставляют тебе удовольствие. Поднимайся в горы, пой и танцуй. Поддержание своего духа живым и здоровым — фундаментальная основа для продолжения деятельности.

Я никогда по-настоящему не понимал, что такое выгорание. Я знал, что некоторые люди от этого страдают, но сам я думал, что у меня к этому иммунитет. В конце концов, я иногда делал передышки и уезжал путешествовать. И всю работу я делал вместе с Анже, любовью всей моей жизни.

Но в итоге, когда выгорание, наконец, дошло и до меня, оно было просто огромным, и, должно быть, накопилось за десятки лет стресса и уклонения от решения проблем. А сейчас я в темном и запутанном лабиринте пытаюсь найти путь обратно к здоровью и покою.

Поэтому будь осторожен. Отнесись серьезно к этому предупреждению. Если ты начинаешь погружаться в депрессию и замечаешь, что теряешь энтузиазм и становишься глубоко разочарованным, сделай перерыв и поговори об этом с другом. Не игнорируй это. Миру нужны все активные люди, которые только существуют. Если ты будешь оставаться в борьбе длительное время, то сможешь внести по-настоящему позитивный вклад в общее дело и дожить до следующей победы!

Тукер Гомберг


Подробнее о Гомберге