Умные мысли

Все, что вы хотели знать о креативном классе

2418

Креативный класс — новая группа, которая появилась относительно недавно, но уже заняла значительную часть общественного публичного пространства. У этой группы есть вполне определенный круг профессиональных занятий и увлечений, есть среды обитания, стиль жизни и т.п. Вполне вероятно, что набрав силу, она сможет оказывать существенное влияние на политику.

Почему мы выделяем этих людей в отдельный класс? Неужели раньше не было тех, кто успешно занимался интеллектуальным трудом? Почему в современный век информации, ускорения всевозможных процессов, возникла необходимость пересматривать социальную структуру общества и выделять новую группу? Каково место нового класса в обществе? Что он ценит? И наконец, почему креативные люди предпочитают жить там, где комфортно людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией?

На эти и другие вопросы отвечает Ричард Флорида в своем знаменитом труде, появившемся в результате масштабного исследования новой социальной группы.

Florida R. The Rise of The Creative Class And How It's Transforming Work, Leisure, Community and Everyday Life. Русское издание: Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика-XXI, 2011.

Главным ресурсом производства благ в современной экономике являются креативные люди (точнее, их мозги). К таковым можно отнести: ученых, преподавателей, инженеров, экспертов, художников, писателей, фотографов, дизайнеров, музыкантов и т.п. Задача креативного класса — производить новый продукт, за это они получают деньги. Креативные люди производят новые идеи и смыслы, поэтому от них требуется самостоятельность мышления.

Креативные люди работают больше

Сегодня большая часть креативных компаний переходит на более гибкий контракт, не привязывая человека к офису. Но при этом представители творческой профессии фактически работают намного больше, так как их проекты и идеи не покидают их 24 часа в сутки. Уйдя из офиса, креативный специалист не перестает думать и работать над проектом. Оборотной стороной постоянного нахождения в доступе (благодаря современным гаджетам, интернету, социальным сетям и т.п.) является больший уровень стресса.

Выбор креативной профессии накладывает отпечаток на образ жизни. Ненормированный рабочий день, фриланс, меньшая зависимость от работодателя, которая выглядят более привлекательно, — влекут за собой частую смену работы и отсутствие гарантированной социальной защиты. Креативный работник имеет больше свободы, но и ответственность у него намного выше, нежели у наемного работника иной категории.

Креативные специалисты чаще работают сверхурочно, так как нацелены на результат. К тому же, выбирая профессию, которая им нравится в данный момент времени, а не по необходимости, они получают большее удовольствие от работы, чем другие специалисты.

Креативный класс предпочитает горизонтальную мобильность, ассоциируя себя больше с профессией, нежели с компанией, в которой он работает. Зачем годами ждать повышения по службе, если можно перейти в другую компанию на более удачную должность.

Многообразие их творческих импульсов воплощается в регулярной смене деятельности. Ничто не мешает представителю креативного класса поработать переводчиком, а затем стать музейным куратором и т.п. Меняя сферы деятельности или предлагая смелые нестандартные решения в работе, креативные люди больше рискуют, чем представители других профессий, выбирающие предсказуемую традиционную деятельность.

Главный мотиватор для работы — отнюдь не денежное вознаграждение. Намного важнее для представителя креативного класса благоприятные условия труда и получение удовлетворения от результатов своей работы. Поэтому, выбирая между высокой зарплатой и удобством, кративный человек выберет второе. Отказ от строгого дресс-кода на работе — еще одна ценность. И тут важен не конкретный стиль, а разнообразие, свобода выбора. Терпимость к различиям на рабочем месте скорее удержит творческого работника, нежели жестко заданная система.

В среде креативного класса ценить вас будут не за социальный статус, религию, цвет кожи или гендерную принадлежность, а исключительно за личные достижения. Строгие социальные иерархии не существуют для этого класса, они их в сущности не признают.

Значительную часть времени креативный класс тратит на образование, причем в основном самостоятельное, так как формализованные программы повышения квалификации, предлагаемые компанией, быстро устаревают.

Хорошо там, где хорошо геям

Скопление креативных людей в определенных местах притягивает к себе высокотехнологичное производство. Если раньше люди стремились к местам производства, то теперь все происходит ровно наоборот. Капитал и технологии перемещаются в места с большей концентрацией креативных людей.

Жить и работать представители креативного класса предпочитают в творческой, толерантной и свободной среде. Если место не отвечает таким критериям, они переместятся в более благоприятную среду. Поэтому в местах, где толерантно относятся к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией, живет и работает намного больше представителей креативного класса, чем в более традиционных регионах. Там, где общество принимает геев, другие категории людей (иммигранты и люди с нестандартным мышлением) с большей вероятностью могут рассчитывать на терпимость. Именно этот фактор позволяет оценить открытость среды новым людям и идеям, ускоряет обмен знаниями, без которых невозможно воспроизводство креативности.

Секрет глобального прорыва

В условиях современного постиндустриального общества традиционные стратегии экономического развития уже не приносят ощутимых результатов. Привлечение компаний и инвестиций в производство, создание отраслевых кластеров и новых рабочих мест сами по себе могут стимулировать экономический рост (особенно по сравнению с теми регионами, в которых отсутствуют такие возможности), но они уже не способны обеспечить серьезного экономического прорыва.

Секрет мощного экономического развития лежит во взаимосвязи 3-х «Т»: технологии, таланта и толерантности. Наличие всех трех факторов привлекает творческих людей, стимулирует креативность и инновации, рост населения и числа рабочих мест, процветание городов и регионов. Там, где создаются хорошие возможности для реализации 3-х «Т» складываются креативные центры — социальные структуры креативности.

Социальная структура креативности состоит из трех компонентов: современного университета (ядра структуры), способного генерировать и аккумулировать технологии, талант и толерантность; сообщества вокруг университета, которое может освоить и применить новые идеи, превратить интеллектуальную собственность, созданную в университете, в экономическое благосостояние (если этого сообщества не существует, идеи и интеллектуальная собственность мигрируют в другие высокотехнологичные регионы); и человеческого климата — качества места, которое позволяет привлекать и удерживать талантливых людей в интеллектуальном центре (городская инфраструктура и культурная среда).

Креативность — движущая сила современного экономического развития, символизирующая переход от власти машины к власти интеллекта. И от того, в какой мере тот или иной город, регион или страна позволяют ей развиваться, будет зависеть их мощь в новой глобальной системе.