Smart Art в ноябре: кино

Smart art
3557 Копировать ссылку

Террористические акты во Франции и гибель российского самолета в Египте, унесшая жизни 224 человек, вновь ставят перед человечеством множество вопросов — политических, социальных, культурных, психологических... Где корень зла? Как его победить? Что делать, если прежняя позиция бегства от реальности оказывается невозможной? Как понять тех, кто идет воевать против цивилизации с оружием в руках? Найдется ли у нас достаточно человечности и сочувствия, чтобы в войне не опуститься на уровень противника? Многие из этих вопросов и попытки ответа на них можно найти в 9 фильмах, выходящих в кинотеатрах России в ноябре.

Ангелы революции

Россия – 2014
Режиссер: Алексей Федорченко
В ролях: Дарья Екамасова, Олег Ягодин, Константин Балакирев, Павел Басов, Георгий Иобадзе, Алексей Солончев

«Ангелы революции»

С 5 ноября в прокате идут «Ангелы революции» Алексея Федорченко. Новый фильм этого самобытного российского режиссера, автора таких картин, как «Первые на луне» (2005), «Овсянки» (2010) и «Небесные жены луговых мари» (2012), отправляет зрителя в постреволюционную эпоху в советской России, в какой-то степени развивая темы фильма Александра Митты «Шагал — Малевич» (2014). Четверо друзей — те самые «ангелы революции» — поэт, актер, художник и кинорежиссер-примитивист — юные максималисты, ищут в молодой советской власти воплощение своих мечтаний и надежд. Но попытки использовать радикальные политические и социальные перемены в своих личных, пусть и прекрасных, целях — вещь не слишком надежная, даже опасная. Человек может оказаться лишь щепкой в большом течении. Для этой истории и эпохи весьма кстати приходится киноязык Федорченко, умеющего создавать реальность через ирреальность.



Ни минуты покоя

Франция – 2014
Режиссер: Патрис Леконт
В ролях: Кристиан Клавье, Кароль Буке, Валери Боннетон, Росси де Пальма и другие

«Ни минуты покоя»

Незатейливые французские комедии на постсоветском пространстве обожают еще со вполне советских времен. Засмотрев до дыр фильмы с Луи де Фюнесом и Пьером Ришаром, а также расправившись с франшизами 90-х и 2000-х типа «Такси» и «Пришельцев», вполне можно отправиться (с 5 ноября) на фильм «Ни минуты покоя» с Кристианом Клавье. Главный французский комик современности (те же «Пришельцы-1,2,3», несколько фильмов про Астерикса и Обеликса, «Красный отель» и еще много галльских кинолент, смешных и не очень) играет французского обывателя, на которого свалилось множество неурядиц в момент, когда он просто хотел послушать хорошую пластинку. Разумеется, это всё совершенная ерунда, но, если попытаться найти глубину там, где ее изначально не должно быть, этот традиционный, идущий еще от де Фюнеса, французский сюжет о неурядицах обывателя, мещанскому покою которого мешает само течение жизни с ее проблемами — не так уж и пустячен. Как и чудовищные террористические акты в Париже, фильм возвращает нас к тому, что невозможно отгородиться от мира — от войн, от беженцев, да хотя бы и от трудностей в жизни близких людей — и организовать себе персональную «хату с краю» без всяких проблем. Вроде бы так просто, но поскольку эта элементарная мысль о сочувствии, содействии и солидарности так и не усвоена слишком многими в мире (оценим хотя бы политическую пассивность граждан и атомизацию общества в большинстве стран СНГ) — такие комедии, легкие и сюжетно поверхностные, должны выходить вновь и вновь.



007: Спектр

Великобритания, США – 2015
Режиссер: Сэм Мендес
В ролях: Дэниэл Крэйг, Кристоф Вальц, Леа Сейду, Моника Беллуччи, Рэйф Файнс, Наоми Харрис, Бен Уишоу, Эндрю Скотт, Рори Киннер, Дэйв Батиста, Еспер Кристенсен, Джуди Денч и другие

«007: Спектр»

6 ноября на экраны вышел новый фильм о Джеймсе Бонде. Его снял тот же Сэм Мендес, который в «Координатах Скайфолл» (2012) вывел истории об Агенте 007 на новую, ранее невообразимую, содержательную и эстетическую высоту. «Спектр» до этой покоренной предшественником вершины не дотягивает, но представляет собой крайне любопытное зрелище. Фильм содержит несколько врезающихся в память спецэффектов, насыщен юмором и различными ироническими отсылками — как к классическому Бонду, так и в целом к мировой культуре (вот, например, Эндрю Скотт — Мориарти из новейшего «Шерлока»). Кстати, актерский состав чрезвычайно силен (Дэниэл Крэйг — лучший Бонд в истории, рядом с ним Моника Беллуччи и Леа Сейду, против него — Кристоф Вальц, а ассистируют суперагенту Рэйф Файнс, Наоми Харрис и Бен Уишоу, бесконечно жаль лишь, что харизматичная Джуди Денч появится только на минуту — на экране внутри экрана). Поражает операторская работа — Хойте ван Хойтема первым же, мастерским и бесконечно длинным, кадром передает привет «Печати зла» Орсона Уэллса (1958). Кроме того, фильм снова говорит об актуальных проблемах безопасности XXI века. Если в «Скайфолл» центральным вопросом было противостояние терроризму, то здесь речь идет о контроле над информацией и безупречно лояльный короне и Британии Джеймс Бонд вдруг окажется едва ли не в одном ряду с Эдвардом Сноуденом и Джулианом Ассанжем. Чего же не хватает «Спектру»? Идея — есть, экшн — есть, исполнители и антураж — всё на месте. Не хватает драматургической изощренности, здесь мы видим шаг назад, к шаблонам прежнего «до-крэйговского» и «до-мендесовского» Бонда. И всё же, и всё же, даже не идеальный, «Спектр» — одна из важнейших кинопремьер года, на сильных и слабых сторонах которой есть чему поучиться всем остальным в этом жанре.



Новейший завет

Бельгия, Франция, Люксембург – 2015
Режиссер: Жако ван Дормель
В ролях: Бенуа Пульворд, Катрин Денёв, Иоланда Моро, Дидье де Нек, Пили Груан, Франсуа Дамиенс, Серж Ларивье, Марко Лоренцини, Ромен Желен, Анна Тента и другие

«Новейший завет»

С 12 ноября на экранах два представителя артхауса — и оба из стран Бенилюкса. Первый из них — «Новейший завет» бельгийца Жако ван Дормеля. Его соотечественник, ведущий комик Бельгии Бенуа Пульворд («Таможня дает добро», «Человек кусает собаку», «Коко до Шанель») играет бога, обыкновенного Господа Бога, живущего со своей семьей в современном Брюсселе. Непослушная божья дочка, которой не нравятся издевательства папы над родом человеческим (одна из самых невинных издёвок — соседняя очередь в супермаркете всегда будет двигаться быстрее, чем твоя), сбегает на улицы, а заодно и рассылает с папиного компьютера секретный файл: каждый узнает дату своей смерти. Люди реагируют по-разному: кто-то, как героиня Катрин Денёв, заведет роман с гориллой (привет фильму Нагисы Осимы «Макс, моя любовь» (1986) с Шарлоттой Рэмплинг). Подобное потрясение основ уже было: покойный сын наломал немало дров 2 тысячи лет назад, прежде чем нелепо погибнуть на кресте. Чтобы остановить девочку, бог-отец пускается на ее поиски. Но как изменится мир теперь, в момент создания Новейшего завета, в котором не люди пишут о боге, а бог о людях? Фильм ван Дормеля — образчик шутливого гуманистического скептицизма, манифест современной европейской культуры, в которой не существует священных коров, кроме человеческой жизни и человеческой судьбы, порой такой забавной и нелепой. Может быть, после его просмотра больше людей в мире и про «Шарли Эбдо» смогут что-то понять?



Шнайдер против Бакса

Нидерланды – 2015
Режиссер: Алекс ван Вармердам
В ролях: Том Девиспеларе, Алекс ван Вармердам, Гене Бервутс, Мария Краакман и другие

«Шнайдер против Бакса»

Еще один европейский артхаусный фильм — «Шнайдер против Бакса» нидерландского режиссера и актера Алекса ван Вармердама. Вармердам сочетает в своих фильмах абсурд и реальность, мрачноватый сухой юмор и объективизм взгляда, ощущение тягостного бреда и повседневность. Он — мастер «неприятного» кино, смотреть которое трудновато, и непонятно, как реагировать (смеяться непросто, сочувствовать тем более, а с героями себя волей-неволей зачастую соотносишь), но зато его фильмы возвращают зрителя к «ненормальностям норм» нашей жизни. На сей раз речь идет о наемном убийце Шнайдере, получившем в день своего рождения экстренный заказ — убить писателя Бакса, живущего в маленьком доме на озере, среди камышей и тростников. Но всё идет наперекосяк. Завязка сюжета не так уж оригинальна, зато авторскую интонацию Вармердама (который, кстати, и играет Бакса) ни с чем и ни с кем особо и не перепутаешь.



Дневник Умимати

Япония – 2015
Режиссер: Хирокадзу Корээда
В ролях: Харука Аясе, Масами Нагасава, Кахо, Судзу Хиросе, Рё Касэ и другие

«Дневник Умимати»

18 и 23 ноября в Москве на ежегодном Фестивале японского кино пройдут первые (и возможно — единственные) показы нового фильма Хирокадзу Корээды «Дневник Умимати». Корээда — лидер поколения 50-летних в японском кино, тех, кто начал снимать фильмы в 1990-е годы. Но применительно к его неброскому, камерному, тончайшему дару слова о лидерстве звучат не совсем уместно, даже после того, как в Каннах фильму «Сын в отца» (2013) дали спецприз жюри (каннскую премию за лучшую мужскую роль в фильме Корээды «Никто не узнает» юный актер Юя Ягира получил еще в 2004-м, от возглавлявшего тогда жюри Квентина Тарантино). В перечне лучших работ режиссера чередуются семейные фильмы (кроме названных выше шедевральное «Чудо» (2011)) и фэнтези (например, «После жизни» (1998) и «Надувная кукла» (2009)). Любой из этих фильмов — образец деликатности и нежного, сосредоточенного вглядывания в человека, даже если в фэнтези герой умер или, наоборот, обрел плоть и душу вместо кукольного тела. Корээда умеет не казаться, а быть: его семейные фильмы, как правило — посвященные ребенку или отношениям родителей и детей, лишь на первый взгляд кажутся ровными, погруженными в бытовую среду современной Японии, малособытийными. Он потихоньку приобщает нас к повседневной жизни своих героев, влюбляет в них, привязывает к ним так, что малейшее событие в их жизни мы к финалу начинаем сопереживать вместе с ними, ощущать всей кожей. Остается надеяться, что свою тихую, незаметную магию Корээда применит и в новом фильме : «Дневник Умимати» — история девушки-подростка, которая потеряв сначала мать, а потом отца, вынуждена поселиться с тремя сводными сестрами, которых ее отец бросил детьми, уходя в новую семью.



Рюдзо и семеро бойцов

Япония – 2015
Режиссер: Такеши Китано
В ролях: Тацуя Фудзи, Такеши Китано, Бэн Хиура, Акира Накао, Масанобу Кацумура и другие

Рюдзо и семеро бойцов

Выйдет наконец 19 ноября и долгожданный новый фильм Такеши Китано «Рюдзо и семеро бойцов», премьера которого переносилась несколько раз. Отчасти настораживает, что Китано вновь обратился к жанру комедии — за исключением культового «Кикуджиро» (1999), другие его опыты в этом жанре не имели большого успеха. Похоже, впрочем, что Китано в своих комедийных опытах менее всего думает о том, как бы угодить публике. На территории смеха он обретает почти демонстративную независимость. Сюжет его нового фильма кажется незатейливым: старики-гангстеры вынуждены прервать пенсионное безделье, чтобы поставить на место зарвавшуюся молодежь. Сам Китано появляется в ленте на втором плане, в небольшой роли полицейского, а заглавную роль Рюдзо исполнил Тацуя Фудзи — в России его помнят по эротическим драмам уже упомянутого в нашем обзоре Нагисы Осимы «Империя чувств» (1976) и «Империя страсти» (1978).



Жертвуя пешкой

США – 2014
Режиссер: Эдвард Цвик
В ролях: Тоби Магуайр, Лив Шрайбер, Питер Сарсгаард, Эвелин Брошу, Лили Рэйб, Майкл Стулбарг, Софи Нелисс и другие

«Жертвуя пешкой»

Фильм режиссера Эдварда Цвика попытается (с 19 ноября) приоткрыть завесу над драмой одного из самых ярких спортсменов в истории — чемпиона мира по шахматам Бобби Фишера. Лента посвящена легендарному матчу совсем еще юного Фишера против советского чемпиона Бориса Спасского в Рейкьявике в 1972 году. Накал Холодной войны превращает спорт в политику, в борьбу сверхдержав, делая и без того огромное психологическое давление на спортсменов едва выносимым. Фильм впервые пытается донести до массового зрителя, как военно-политическое противостояние сломало в конечном счете гениального молодого шахматиста, превратив его в одержимого паранойей и манией величия антисемита, выдвигающего организаторам турниров несбыточные условия лишь бы никогда вновь не сесть за шахматную доску и скитающегося по миру, оказавшись под преследованием спецслужб своей же страны. Актуальное кино в разгар паранойи и поиска внешних и внутренних врагов в современной России.



Макбет

Великобритания, США, Франция – 2015
Режиссер: Джастин Курзель
В ролях: Майкл Фассбендер, Марион Котийяр, Элизабет Дебики, Шон Харрис, Дэвид Тьюлис, Джек Рейнор, Пэдди Консидайн, Дэвид Хеймен, Росс Андерсон, Дэниэл Вествуд

«Макбет»

Одну из пяти легендарных главных трагедий Уильяма Шекспира далеко не впервые пытаются перенести на большой экран. В историю мирового кинематографа вошли теперь уже классические версии Орсона Уэллса (1948), Акиры Куросавы («Трон в крови» / «Замок паутины», 1957), Романа Полански (1971). Ни одну из них нельзя назвать окончательной или канонической: сложное соединение театральной условности и глубочайшего психологизма, присущее драматургии Шекспира, требует совершенно особого уникального решения: цитируя саму пьесу, ты «должен пасть или перешагнуть». Следуя «большой правде», автор без колебаний жертвует ей «малую»: в пьесе о шотландских кланах XI века стреляют еще не изобретенные пушки и появляется древнегреческая Геката — богиня лунного света, преисподней и всего таинственного. Отдельный и сложнейший вопрос, требующий от режиссера и осмысления, и изобретательности — появление ведьм в виде неких «пузырей земли». В общем, едва ли и выходящая на экраны 26 ноября лента Джастина Курpеля с Майклом Фассбендером в роли Макбета, Марион Котийяр в роли леди Макбет и Дэвидом Тьюлисом в роли короля Дункана, закроет тему, но как писал поэт, «за попытку спасибо».