Smart art

Smart art в августе

3144

«Православные активисты» в очередной раз разгромили выставку современного искусства. Были разрушены авангардные скульптуры 60-70-х годов в Манеже. Современное искусство в России и в целом на пространстве СНГ многими воспринимается в штыки. При этом, под «современным» понимается творчество не только ныне живущих художников, но и, например, Пикассо, Клее, Мондриана и Миро. Удивительное отторжение собственной славы — ведь в мире Россию многие знают и ценят как страну Кандинского и Малевича, Шагала и Кабакова.

Вадим Сидур. Формула скорби

Формула скорби. Скульптура Вадима Сидура, чьи работы были разрушены в Манеже 

Почти век назад, начиная с середины 20-х гг., власти СССР последовательно рвали культурные связи страны с остальным миром. Цивилизация шла вперед, а на одной шестой части суши была предпринята попытка поворотить время вспять, вернувшись как в политике, так и в искусстве к архаике. Попытка кончилась крахом, но нагнать мир, ушедший за десятилетия вперед, освоить новый язык и новый способ мышления (которые рождались из искусства и, в свою очередь, порождали его) многим до сих пор так и не удалось. А ведь преодоление этого цивилизационного отставания — вопрос для страны судьбоносный. Свобода мышления, право на индивидуальное, глубоко личное восприятие того или иного явления, признание множественности точек зрения, право художника не давать зрителю ясных и единственно верных установок оказывают огромное влияние на жизнь всей страны, выходящее далеко за рамки картинной галереи или кинозала. Поэтому, невзирая на погромы, предлагаем обзор культурных событий августа, посвященный современному искусству в различных формах.



Выставка

Великие модернисты

Центр дизайна Artplay

Густав Климт. «Поцелуй»

Густав Климт. «Поцелуй», 1908

16 августа в Москве в центре Artplay закрывается мультимедийная выставка «Великие модернисты», объединившая творчество Винсента Ван Гога, Поля Гогена, Анри Тулуз-Лотрека, Анри Руссо, Эдварда Мунка, Густава Климта, Василия Кандинского, Поля Синьяка, Амедео Модильяни и Казимира Малевича.

Работы этих, очень разных, художников конца XIX и первой половины XX столетия объединяются временем, когда (после изобретения фотографии и кинематографа) личный, глубоко индивидуальный взгляд творца приобрел гораздо более важное значение, чем прямое отображение действительности в том виде, в каком ее воспринимает человеческий глаз. Каждый из представленных на выставке художников искал свои, уникальные, способы выражения этого личного взгляда.



Музыкальный фестиваль

Джаз в саду Эрмитаж

Сад «Эрмитаж»

Jason Palmer

Jason Palmer

Новое время породило и новую музыку, важнейшим направлением которой стал джаз. 15 и 16 августа состоится традиционный фестиваль «Джаз в саду Эрмитаж» и, как подчеркивают его организаторы, «хотя джаз как музыкальный стиль давно вычеркнут из списка «идеологически вредных», его художественное вольнодумство и свобода выражения — всегда вызов и фронда». Помимо российских музыкантов в программе фестиваля примут участие джазмены из США и Австрии. Вход свободный, а фестивальные сеты оба дня будут длиться с 15-20 до 21-00.



Выставка

Александр Колдер. Ретроспектива. Из собрания Фонда Колдера и других частных коллекций

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Александр Колдер

Александр Колдер

До 30 августа Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина представляет первую в России ретроспективную выставку американского скульптора Александра Колдера (1898-1976). Экспозиция знакомит с полувековой историей творческих поисков выдающегося автора, чье искусство оказало большое влияние на развитие художественной мысли XX века. Пионер кинетического искусства, Александр Колдер впервые сделал скульптуру подвижной и проницаемой.

В Главном здании ГМИИ выставлены 56 произведений мастера, созданные с 1927 по 1976 год. Экспозицию открывают ранние проволочные скульптуры, созданные Колдером в Париже, куда он впервые приехал в 1926 году. Используя проволоку для моделирования форм, мастер открывает принципиально новый пластический язык. Чтобы подчеркнуть отличие своих кинетических произведений от традиционных скульптур из мрамора, бронзы и глины, Колдер предпочитает назвать их «объектами». Созданные из проволоки фигуры животных, цирковых акробатов, портреты знаменитостей и друзей художника подобны «рисункам в пространстве». В середине 1930-х, пройдя через увлечение живописью Пита Мондриана, Александр Колдер создает абстрактные скульптурные композиции «мобили», самостоятельно двигающиеся благодаря потокам воздуха. Одной из первых работ, выполненных в этом ключе, стал мобиль «Красный, белый, черный и медный» (1934).

После Второй мировой войны конструкции скульптур становятся более сложными, художник активно использует подвижные элементы со сквозными отверстиями. Этот период представлен на выставке работами: «Красный доминирует» (1947) со светоотражающими элементами, «Осина» (1948), «Голубое перо» (1948), а также легендарной работой — «Черный мобиль с отверстием» (1954), впервые показанной в 1964-65 годах в Музее Гуггенхайма на ретроспективе Колдера.

Последние двадцать лет жизни Колдер посвятил созданию монументальных «стабилей» — скульптур, формирующих сегодня облик многих площадей в разных мегаполисах мира. В процессе работы над этими произведениями Колдер создавал миниатюрный макет, который в последствии под руководством автора переводился в нужный размер. Оригинальные макеты монументальных композиций Колдера представлены в отдельном зале, завершающем экспозицию. Среди них такие известные произведения как «Иерусалим» (1975) и «Утренняя паутина» (1967).

Выставка в ГМИИ им. А.С. Пушкина — первая ретроспектива Александра Колдера в России. Но знакомство российского зрителя с творчеством этого художника состоялось еще в 1959 году на Американской национальной выставке в московском парке Сокольники. Творчество мастера тогда было представлено двумя произведениями: «Большим черным «московским» мобилем» (1957), получившим свое название именно по этому случаю, и крупномасштабным стабилем «Семиногое существо» (1957), находящимся теперь в коллекции Музея американского искусства Уитни в Нью-Йорке.

В экспозицию вошли 53 произведения из собрания Фонда Колдера (Нью-Йорк), а также скульптуры из частных коллекций и единственная работа Александра Колдера из фондов ГМИИ им. А.С. Пушкина — гуашь, подаренная автором пианисту Святославу Рихтеру в 1970 году.



Выставка

Владислав Мамышев-Монро. Архив М

Московский музей современного искусства (Гоголевский бульвар)

Владислав Мамышев-Монро «Несчастная любовь»

Владислав Мамышев-Монро. Из серии «Несчастная любовь», 1993

Московский музей современного искусства, XL Projects и Фонд Владислава Мамышева-Монро представляют до 30 августа выставку «Архив М» — наиболее полную версию художественного наследия Владислава Мамышева-Монро (1969-2013). Экспозиция выстроена на основе бумажного и цифрового архивов художника, его работ из государственных и частных коллекций, а также из огромного количества артефактов, сохранившихся у друзей, коллег по цеху и знакомых художника.

Цель выставки — максимально точно структурировать сохранившийся материал, показать развитие автора поэтапно, не искажая его первоначальных замыслов и не интерпретируя их по-своему. В тело выставки вошли все известные серии художника: «Политбюро» (1990), «Несчастная любовь» (1994), «Жизнь замечательных людей» (1996), «Русские вопросы» (1997), «Любовь Орлова» (2000), «Сказки о потерянном времени» (2001) и другие, а также серии, никогда не выставлявшиеся раньше, такие как «Барби» (2005), «Психо» (2006), «Иван Грозный»(2010), некоторые костюмы художника, видео, дневники с зарисовками и многое другое. В выставке использован так называемый «прием облака»: в экспозицию включены не только цельные серии, отобранные автором при жизни, но и подготовительные материалы и артефакты из его архива. Так обнажается то, что обычно остается за кадром — способ вхождения в образ, поиск наиболее точного жеста, и, что особенно важно, дальнейшая жизнь образа, в котором художник, как правило, продолжал существовать после съемки, активно вторгаясь в пространство повседневной жизни, трансформируя его и доводя до гротеска. Это своего рода пост-перформанс — реальное существование исторического персонажа «здесь и сейчас», который представлен в многочисленных фото- и видеоматериалах, в том числе крайне редких.

Лауреат премии Кандинского Владислав Мамышев-Монро — мастер перевоплощений, точно и с изрядной долей иронии исследовавший на самом себе и пропустивший сквозь себя целый пантеон героев мировой истории и культуры (Мэрилин Монро, Адольф Гитлер, Любовь Орлова, Федор Достоевский, Бриджит Бардо и др.). Выявляя их скрытые черты и особенности, раскрывая их секреты и очень вовремя обращаясь к тому или иному образу, он остроумно и критически обнажил болевые точки времени, в котором мы живём.



Выставка

Заха Хадид в Государственном Эрмитаже

Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)

Архитектура Захи Хадид, Гонконг 

В Эрмитаже проходит выставка, посвященная творчеству крупнейшего современного архитектора Захи Хадид. Экспозиция, подготовленная Эрмитажем и Студией Захи Хадид (Лондон, Великобритания), представляет около 300 макетов, чертежей, фотографий, скульптур и предметов дизайна. В ее составе экспериментальные эскизы 1980-х годов, первые реализованные проекты, принесшие успех архитектору, и, конечно, работы последних лет, среди которых — опера в Гуанчжоу, Китай; музей искусства XXI века MAXXI в Риме; Лондонский центр водных видов спорта; башни Signature и многие другие.

Заха Хадид родилась в 1950 году в Багдаде, Ирак. Изучала математику в Американском университете в Бейруте, а в 1972 году поступила в Архитектурную Ассоциацию – знаменитую сегодня Лондонскую архитектурную школу. В 1979 году, спустя два года после того как она с отличием защитила свой выпускной проект в Ассоциации, Хадид основала собственную архитектурную мастерскую. До 1987 года Заха Хадид оставалась преподавателем Архитектурной Ассоциации, а позже была приглашенным профессором многих важнейших учебных заведений, включая Колумбийский университет, Гарвард и Йель. В настоящее время архитектор является профессором Венского университета прикладных искусств. В 2004 году в стенах Эрмитажа Захе Хадид была вручена Притцкеровская премия – высшая награда, которую часто именуют «Нобелевской» в области архитектуры.

На ранние работы Захи Хадид большое влияние оказал русский авангард, в особенности творчество Казимира Малевича. Супрематические поиски нового понимания пространства нашли свое продолжение в таких нереализованных проектах как «Пик», «Площадь Лестер», «Берлин 2000», «Томигайя», «Тектоник Малевича.

В настоящее время студия Захи Хадид ведет работу над множеством проектов по всему миру, в том числе – над Новым национальным стадионом для Олимпийских игр 2020 года в Токио; Институтом Слейк Рит в Пномпени, Камбоджа; жилым комплексом на 28-й Вест Стрит в Нью-Йорке; Центральным банком Ирака и Большим театром в Рабате, Марокко.



Фильм

Гордость

Великобритания, 2014
Режиссер: Мэттью Уорчас
В ролях: Билл Найи, Имелда Стонтон, Доминик Уэст и другие

Кадр из фильма «Гордость»

Кадр из фильма «Гордость»

С 13 августа в российском прокате идет фильм «Гордость». Действие этой киноленты с участием Билла Найи и Имелды Стонтон разворачивается в 1980-е годы, которые в британской политике стали эпохой Маргарет Тэтчер. В борьбе с политикой ее правительства, антисоциальной в экономических вопросах и консервативной в политических, взаимопонимание пытаются найти две совершенно разные социальные группы: представители секс-меньшинств отправляются из Лондона в глухую провинцию, чтобы поддержать забастовку шахтеров. Естественно, что результатом становится цепочка трагикомических ситуаций, проходя через которые герои пытаются вырастить в себе толерантность и солидарность во имя борьбы с общим противником.

Крайне актуальная история для современной России, где гражданская активность часто ограничена лишь борьбой человека за свои непосредственные, «шкурные» интересы, что позволяет властям легко справляться с разрозненными группами недовольных. Борец за архитектурное наследие может быть противником гражданских свобод, эко-активист гомофобом, гей мигрантофобом, одних волнуют общие проблемы прав человека, демократии и гражданских свобод, других конкретные условия работы или рост цен. И все — порознь, и каждый не добивается своего.

Так что умение защищать права другого, непохожего на тебя человека, как свои собственные, способность чувствовать сопричастность к проблемам еще кого-либо кроме себя любимого и таким образом превращаться в настоящее общество, в реальную силу и сообща добиваться своего — отличные уроки на будущее для постсоветского пространства, особенно если учесть, что в «Гордости» они носят вовсе не теоретический характер: сценарий фильма основан на подлинных событиях из недавней истории Великобритании, когда работяги из глубинки и протестно настроенная столичная молодежь попробовали найти взаимопонимание.