Smart Art в мае

Smart art
2685 Копировать ссылку

Победа на Евровидении «бородатой женщины» Кончиты Вурст одним наблюдателям кажется торжеством толерантности Европы XXI века, а другим — балаганным бурлеском, традиционным для Европы средневековой. Сюжеты, мотивы, герои путешествуют по миру искусства — во времени, в жанрах, в контекстах и в смыслах. Несколько примеров таких путешествий мы предлагаем вам сегодня в нашем ежемесячном обзоре.

Спектакль

Ретро

Режиссер: Юрий Иоффе
Театр на Малой Бронной

Фотография со спектакля «Ретро»

29 мая Театр на Малой Бронной закроет свой сезон премьерой спектакля «Ретро» по пьесе Александра Галина в постановке Юрия Иоффе. Архаичная и псевдо-реалистическая советская пьеса неожиданно обернулась очень убедительной постановкой. В ней режиссер не пытается ретушировать и драпировать условную сказочную природу драматургии, а наоборот обостряет ее, делает предельно отчетливым деление на положительных и отрицательных персонажей, не придумывая для последних оправданий или смягчающих обстоятельств.

Без особого труда вырывая пьесу из контекста времени и среды, театр переносит ее действие в современность. Конфликт между средним и старшим поколением становится не только человеческим, но и социальным. Среднее поколение оказывается нуворишами, чиновниками и коммерсантами, представителями новорожденной российской буржуазии. Они готовы не дать старикам умереть с голоду, но решительно не готовы признать за старшим поколением, этой «бесполезной обузой» в их глазах, право на свое мнение и свою жизнь, право не быть пешкой в чужих коммерческих (или политических манипуляциях).

Далекий от всякой ностальгии по советскому прошлому (в нем и видится корень ожесточения «детей» в спектакле), Юрий Иоффе ставит глубоко гуманистический спектакль не о правоте стариков, а о праве их на человеческое достоинство — праве, которое не признается сегодня сильными мира сего.

В ролях: Анна Антоненко-Луконина, Виктор Лакирев, Людмила Хмельницкая, Андрей Рогожин, Лариса Парамонова, Ольга Сирина, Татьяна Лозовая, Александр Никулин, Татьяна Кречетова, Елена Федорова и другие.


Фильм

Двойник

Великобритания, 2013
Режиссер: Ричард Айоади

Кадр из фильма «Двойник»

В кинотеатрах идет фильм Ричарда Айоади «Двойник», снятый на основе одноименного произведения Достоевского. Действие перенесено в современный офисный мир, а главные роли исполнили Миа Васиковска и Джесси Айзенберг.


Фильм

Венера в мехах

Франция — Польша, 2013
Режиссер: Роман Полански

Кадр из фильма «Венера в мехах»

15 мая в российский прокат выйдет «Венера в мехах». Знаменитый Роман Полански снял фильм о встрече двух людей в парижском театре на кастинге «Венеры в мехах», постановки по повести Леопольда фон Захер-Мазоха (1869). «Венера в мехах» Полански — театральная игра для двоих, режиссера и актрисы, мужчины и женщины. Участниками этой игры стали Эмманюэль Сенье и Матье Амальрик.


Выставка

Великие живописцы Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо

ГМИИ имени Пушкина

Картина Пьетро Перуджино «Рождество Христово»

Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина представляет выставку из собрания Академии Каррара в Бергамо. На выставке представлено 58 произведений живописи мастеров эпохи Возрождения, среди которых работы Пизанелло, Якопо и Джованни Беллини, Боттичелли, Перуджино, Бартоломео Виварини, Карпаччо, Винченцо Фоппы, Лоренцо Лотто, Джованни Морони и многих других.

Экспозиция делится на три раздела. Первый включает работы мастеров Кватроченто (XV век), чье творчество — пример соединения стилевых особенностей поздней готики с поисками нового выразительного языка. Следующий посвящен Раннему Возрождению. Помимо художников венецианской школы во главе с Джованни Беллини, здесь можно видеть картины живописцев из других регионов Италии. И третий, завершающий, раздел посвящен исключительно венецианской живописи Чинквеченто (XVI век), Высокого и позднего Возрождения. Здесь преобладают работы бергамских художников — Якопо Пальмы Старшего, Андреа Превитали, Джованни Баттисты Морони, а также Лоренцо Лотто и Джованни Карьяни.

Одна из самых знаменитых из представленных на выставке картин — написанный в 1441 году «Портрет герцога Лионелло д’Эсте» Антонио Пизанелло. Сегодня насчитывается менее десяти известных живописных работ художника. В отечественных музеях они отсутствуют.

Заслуженной славой во всем мире пользуется творчество Сандро Боттичелли и Пьетро Перуджино. Экспозиция включает работы Боттичелли — «История из жизни святой Виргинии» (1500-1510), «Портрет Джулиано Де Медичи» (1478-1480), «Благословляющий Спаситель» (1495-1500) и «Поклонение пастухов» (1504) Пьетро Перуджино.

На выставке показана живопись Северной Италии из Венеции и Феррары, Бергамо, Милана и Турина. Подлинным открытием для зрителей станет знакомство с двумя всемирно известными картинами Джованни Беллини, изображающими Мадонну с Младенцем. С именем этого живописца связано становление и расцвет Раннего Возрождения в Венеции. В российских собраниях произведения Джованни Беллини также отсутствуют.

Открытием для посетителей музея будут и произведения миланских живописцев Винченцо Фоппы («Голгофа», 1450) и Амброджо Бергоньоне (две створки полиптиха «Мадонна делла Роза», 1515), а также знаменитого феррарского художника Козимо Туры («Мадонна с младенцем», 1460-1465).

Особое место в экспозиции принадлежит произведениям Лоренцо Лотто. Представленные четыре композиции мастера относятся ко времени его работы в Бергамо, начиная с 1513 года. Среди них знаменитое «Мистическое обручение святой Екатерины» (1523).

Завершают выставку работы венецианских мастеров XVI века. Это группа композиций на религиозные и светские темы, а также портреты. Среди них «Мадонна с младенцем и святыми» (1510-1515) Якопо Пальмы Старшего; «Музицирующая пара» (около 1520) Джованни Карьяни; «Мадонна с Младенцем и святыми» (около 1520) Андреа Превитали;, парные портреты Бернардо Спини и Паче Ривола Спини (1573), «Портрет молодого человека в возрасте 29 лет» (1567), «Портрет девочки из семейства Редетти» (1570) Джованни Баттисты Морони.

Выставка – увлекательная возможность проследить для себя эволюцию искусства от готики к Ренессансу, когда постепенно складывался тип картины не для церкви, а для интерьера частного дома, когда возникли новые формы светского искусства, менялась техника живописи и критерии ее оценки.


Выставка

Александр Головин. Фантазии Серебрянного века. К 150-летию со дня рождения

Государственная Третьяковская галерея

Александр Головин. Портрет Ф. Шаляпина в роли Олоферна

Третьяковская галерея представляет в своем филиале на Крымском Валу выставку, посвященную творчеству Александра Головина (1863–1930), видного представителя искусства Серебряного века.

Наряду с Третьяковской галереей в выставке участвуют 23 музея и частные коллекции из России и стран ближнего зарубежья. Экспозиция включает около 300 экспонатов: живописные и графические работы, эскизы костюмов и декораций, подлинные сценические костюмы, изготовленные к различным спектаклям по рисункам художника, произведения декоративного искусства.

Впервые в Москве демонстрируются долгое время считавшиеся утраченными костюмы к спектаклю «Маскарад» по пьесе Лермонтова в постановке Всеволода Мейерхольда (февраль 1917 года) из собрания Александринского театра.

Начав свой путь с живописных произведений, исполненных в традициях передвижничества, под влиянием Абрамцевского художественного кружка Головин стал работать в области декоративно-прикладного искусства. В конце 1890-х годов по заказу Саввы Мамонтова он создал майоликовые панно для фасадов гостиницы «Метрополь» в Москве. Для Всемирной выставки в Париже 1900 года Головин оформил в «национальном духе» интерьер Кустарного отдела («Русская деревня»).

С 1899 года Головин начал оформлять постановки в Большом театре, а в 1902 году мастер переехал в Петербург, где стал главным художником-консультантом при Дирекции Императорских театров. С тех пор его творчество было неразрывно связано с историей театра, а сам он приобрел славу одного из главных реформаторов сцены.

Структура выставки позволяет проследить эволюцию художника в каждом из видов искусств, к которым он обращался, и их взаимодействие. Синтетичность творчества Головина и «театральность» его мышления подчеркиваются организацией экспозиции, в которой предметы из дерева и керамики соседствуют с произведениями станковой живописи, театральными эскизами и сценическими костюмами. Все они объединены особым стилем, который отличают прихотливая декоративность, фантазия и яркий живописный темперамент.

Открывают выставку произведения декоративно-прикладного искусства. Предметы демонстрируют, как формировался стиль мастера: декоративность стала важнейшей составляющей образного строя его произведений, а орнаменты – любимым пластическим мотивом. Работы, исполненные национального своеобразия, одновременно несут черты европейского стиля ар нуво.

В живописных, графических и театральных произведениях Головина читается проницаемость границ между различными видами его деятельности. Так, работая над оформлением оперы Глюка «Орфей и Эвридика» (1911), в декорации «Царство Эроса» Головин повторяет мотив картины «Пейзаж. Павловск». В портретах художника Рериха, поэта Кузмина, серии портретов Шаляпина, цикле портретов «Испанки», многие из которых были написаны в декорационной мастерской Головина, располагавшейся над сценой Мариинского театра, фрагменты декораций становятся не только фонами, но частью образной характеристики моделей.

Театр дал возможность наиболее полно раскрыть декоративный дар Головина. Он начал работу в Императорских театрах с реорганизации постановочной части: изменил порядок, при котором декорации к спектаклю выполнялись несколькими художниками поактно, а костюмы и бутафория подбирались из ранее созданных для других спектаклей. Головин внедрил практику оформления постановки целиком одним художником для достижения образного и стилевого единства. По решению Головина костюмы стали шить не из дорогих тканей, а из холста, за счет ручной росписи и аппликаций добиваясь имитации ценных материалов.

Особое место на выставке занимают эскизы декораций и костюмов, а также костюмы к спектаклям, созданным в творческом сотрудничестве со Всеволодом Мейерхольдом для Александринского театра: «Дон-Жуан» Мольера (1910), «Орфей и Эвридика», «Маскарад». «Маскарад» стал шедевром их совместного творчества. В сценографии спектакля через ритмическое строение цветового и светового решения было передано ощущение надвигающейся катастрофы. В послереволюционный период значительным событием в театральной жизни Москвы стало оформление Головиным спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (1927) во МХАТе, в постановке Константина Станиславского.

Выставка призвана погрузить зрителя в атмосферу Серебряного века, в мир образов Головина, в которых сфокусированы иконографические и стилистические особенности эпохи символизма и стиля модерн.