Smart art в августе: кино

Smart art
3021 Копировать ссылку

В этом обзоре — три любопытных события в мире кино. Иран, США и Китай — разные регионы планеты, разные исторические эпохи, разные художественные приемы. Но есть и общее — интерес к личности человека, стремление к внутренней и внешней свободе, свободе мысли и совести, без которых искусство всегда останется оторванным от жизни украшением. Кто-то уходит от форматов коммерческого кинематографа, кто-то преодолевает давление властей — но и там, и там это стремление художника остаться искренним и пока оно есть — кино живо. Там, где его нет — искусство кино погибает, как цветок без воды или человек без воздуха.

Фильм

Такси

Иран, 2015
Режиссер: Джафар Панахи

Такси

Кадр из фильма «Такси» 

9 и 10 августа в московском парке Музеон в рамках фестиваля Open Cinema состоится показ фильма «Такси» режиссера Джафара Панахи. Азербайджанец по национальности, Панахи родился в Иране в 1960 году. В 1990-е и 2000-е годы его фильмы неоднократно становились участниками и призерами главных кинофестивалей планеты. В 2010 году режиссер был арестован и осужден за участие в протестах после президентских выборах в Иране 2009 года. Тогда люди вышли на улицы, протестуя против фальсификации итогов выборов и всей системы диктатуры религиозных фанатиков. Панахи приговорили не только к тюремному сроку, но и к 20 годам запрета на выезд из страны, интервью и — самое важное — на кинорежиссуру.

Кадр из фильма «Такси»

Кадр из фильма «Такси»

Тем не менее, под угрозой нового заключения Панахи находит способы работать. Так, фильм «Такси» представляет из себя не киноленту, а записи видеорегистратора. За рулем такси сам Джафар Панахи, к нему в машину садятся разные люди и из их разговоров, как из небольших штрихов, складывается панорама жизни современного иранского общества. «Такси» получил «Золотого медведя» за лучший фильм и приз ФИПРЕССИ на Берлинском кинофестивале 2015 года. В 2012 году Джафар Панахи стал лауреатом премии имени Андрея Сахарова.



Фильм

Иррациональный человек

США, 2015
Режиссер: Вуди Аллен
В ролях: Хоакин Феникс, Эмма Стоун, Паркер Поузи и др.

Иррациональный человек

Кадр из фильма «Иррациональный человек»

Вуди Аллен, приближаясь к своему 80-летию в декабре этого года, продолжает радовать своих поклонников регулярным выходом новых фильмов. С 13 августа в прокате «Иррациональный человек». Хоакин Феникс играет профессора философии, переживающего духовный и эмоциональный кризис. В роли его лучшей студентки — Эмма Стоун, играющая у Аллена во втором фильме подряд и претендующая таким образом в 2010-х на тот же статус его музы, которым в 2000-е обладала Скарлетт Йоханссон.

«Иррациональный человек»

Кадр из фильма «Иррациональный человек»

Критики скептически оценивают большинство последних работ Вуди Аллена, однако они всегда находят своего зрителя. В чем же секрет многолетнего успеха режиссера и сценариста? Вероятно, в тематике фильмов, в героях и в ракурсе авторского взгляда на них. В любом сюжете Аллена присутствует несовершенство жизни, это несовпадение с реальностью может быть драматичным («Матч-пойнт», «Мечта Кассандры», «Жасмин»), трогательным («Полночь в Париже») или забавным («Римские приключения»). Но как результат — почти все герои Аллена не удовлетворены собой и миром, невротичны, закомплексованны. Вуди Аллен показывает нас самим себе иронично и точно. И в то же время его подход к человеку мягок и снисходителен: Вуди принимает наше «несовершенство» так же, как и «несовершенство» вселенной и предоставляет наказывать или (изредка) вознаграждать героев самому порядку жизни.



Выставка

110 лет китайскому кино

ВДНХ

Кадр из фильма «Прощание с наложницей»

Кадр из фильма «Прощание с наложницей»

Масштабный выставочный проект «110 лет китайскому кино», который до 16 августа демонстрируется на ВДНХ (павильон № 13), познакомит российского зрителя с историей китайского кинематографа — от эпохи, предшествующей его появлению, до блокбастеров XXI века. Помимо многочисленных киноафиш, макетов, костюмов и реквизита, в экспозицию войдут интерактивные и мультимедийные технологии: 3D-реконструкции сцен из культовых кинолент; афиши со встроенными мониторами; декорации, воссоздающие интерьер китайского рабочего клуба 60-х годов; интерактив для детей (изготовление вееров и мини-мультфильмов), а также многое другое.

Рассказ о кинематографе Поднебесной начнется со II века до н. э. — именно в это время появился театр теней. По легенде, его изобрел один из чиновников императора У-ди (правил в 140-87 гг. до н. э.) из династии Хань. Чиновник вырезал куклу, напоминающую покойную возлюбленную императора, чья «ожившая» тень смогла утешить У-ди и вернуть ему желание править страной. В X веке н. э. появилось первое устройство, создающее иллюзию движущегося изображения. Это был бумажный фонарь, цилиндр которого расписывался различными картинами. Тепло горевшей внутри масляной лампы приводило его в движение, позволяя демонстрировать несложные сюжеты. Развитие кинематографа Китая тесно связано с еще одним древнейшим видом искусства — традиционным театром, т. н. «китайской оперой», нашедшей впоследствии свое отражение и в фильмах. Так, первая кинолента «Битва при горе Динцзюньшань» (1905) была снята по мотивам классической пьесы пекинской оперы. С помощью 3D-фото и макетов посетители смогут заглянуть на съемочную площадку этого фильма. В 1931 году в свет вышла первая звуковая картина «Певица Красный пион». Крайне трудные времена пережили кинематографисты Китая в период правления Мао Цзэдуна, оказавшись под жестким идеологическим прессингом со стороны властей и масс малограмотной молодежи (хунвэйбинов и цзаофаней), мобилизованных Мао в годы т. н. «Культурной революции» на борьбу с культурой и искусством.

«Моление о счастье» «Новогодняя жертва»

Кадр из фильма «Моление о счастье» | «Новогодняя жертва», 1956

Сегодня в Китае насчитывается около 25 тысяч кинотеатров, действуют и развиваются многочисленные киностудии. Выставка напомнит о таких видных деятелях китайского кино, как Ван Жэньмэй (1914-1987), Ху Дэ (1908-1989), Юй Лань (род. 1921 г.), Мэй Ланьфан (1894-1961) и других.