Smart Art в мае

Smart art
3083 Копировать ссылку

В праздновании 70-летия Победы пересеклись искренние чувства людей и прагматичный расчет государства. Последнее используют важнейшее общенациональное событие, чтобы укрепить личные позиции власть имущих и с помощью символов поставить знак равенства между Великой Отечественной войной и сегодняшним участием Кремля в гражданской войне в Украине. Для этого георгиевская лента — атрибут важнейших военных наград прошлых лет, была по сути превращена в элемент поп-культуры, в своеобразную индульгенцию, при наличии которой можно позволить себе перешагнуть границы морали. Реальный героизм оказался подменен симулякром. О подлинном и фальшивом наш сегодняшний арт-обзор.

Спектакль

Маэстро

Московский академический театр им. Вл. Маяковского
Режиссер: Юрий Иоффе
В ролях: Виталий Гребенников, Зоя Кайдановская, Дмитрий Прокофьев, Юрий Коренев, Александр Шаврин, Любовь Руденко, Вячеслав Ковалев и другие

Спектакль «Маэстро»

Спектакль «Маэстро»

13 и 28 мая в Театре имени Маяковского, на недавно открывшейся сцене на Сретенке, пройдет спектакль «Маэстро», поставленный по мотивам последнего, неоконченного романа классика чешской литературы Карела Чапека (1890-1938) «Жизнь и творчество композитора Фолтына». Режиссер Юрий Иоффе исследует проблему бездарности в искусстве, искренней влюбленности в музыку человека, который хочет и не может быть великим творцом. Бэда Фолтын с юных лет решил, что он гениальный композитор и теперь ждет признания своих талантов от окружающих. Он берется написать оперу «Юдифь и Олоферн» на известный библейский сюжет, не имея для того настоящего таланта. Многие очаровываются им, словно Олоферн Юдифью, теряют голову, разрушая свою жизнь. Гений он или мошенник, или и то и другое (наверное, в каждом художнике есть что-то от мошенника и самозванца) — главный вопрос великолепного спектакля, который пытаешься разрешить по ходу всего представления. В итоге, одержимый идеей оперы, Фолтын сам становится Олоферном, и дело всей его жизни губит его самого.


Спектакль

Мещанин во дворянстве

На сцене Театра им. Моссовета
Режиссер: Дени Подалидес

Спектакль «Мещанин во дворянстве» театра «Буфф дю Нор»

Спектакль «Мещанин во дворянстве»

В Москве откроется очередной Международный театральный фестиваль имени Чехова. Первым спектаклем в его программе будет «Мещанин во дворянстве» театра «Буфф дю Нор» (Франция), поставленный по комедии Мольера. Этот театр уже не раз гастролировал в России со спектаклями Питера Брука, своего художественного руководителя в 1974 — 2008 гг. Сейчас впервые мы увидим работу другого постановщика в этом театре — режиссером «Мещанина во дворянстве» выступил Дени Подалидес, известный актер, много работающий в театре (сосьетер «Комеди Франсэз») и в кино («Любовь — это идеальное преступление»). Характерным отличием этого спектакля от российских постановок этой пьесы будет обилие музыки и танцев — ведь Мольер создал «Мещанина во дворянстве» в излюбленном при дворе Людовика XIV жанре «комедия-балет». Впервые пьеса о буржуа, воображающем, что с покупкой дворянского титула он становится и носителем подлинного аристократизма, была представлена для королевского двора в замке Шамбор, в 1670 году. Музыку для спектакля написал знаменитый композитор Жан Батист Люлли, на премьере даже исполнивший небольшую роль муфтия. Увидеть мольеровский спектакль в исполнении французов — редкая возможность и потенциальное большое удовольствие. «Мещанина во дворянстве» играют на сцене Театра имени Моссовета 13, 14, 15, 16 мая.


Спектакль

Женщины-генералы семьи Ян

На сцене Театра имени Пушкина
Режиссер: Цзянь Бин Чжан

Спектакль «Женщины-генералы семьи Ян»

Спектакль «Женщины-генералы семьи Ян»

22 и 23 мая на сцене Театра имени Пушкина Центр культурного развития Оперы Мин в Фучжоу (Китай) представляет спектакль «Женщины-генералы семьи Ян» в постановке Цзянь Бин Чжана. Это «фучжоуская опера» — региональный подвид традиционного китайского театрального искусства. Как и в других древних традициях, здесь соединяются вместе драматическое действие, звучание национальных музыкальных инструментов, танец, пение, пантомима, акробатика и стилизованные боевые сцены. Грим для спектакля «китайской оперы» может накладываться около двух часов, а костюмы порой весят больше 10 килограмм. До сих пор в России выступали в основном представители широко известной пекинской школы и вот теперь отечественный зритель увидит еще одну региональное направление т.н. «китайской оперы». Показы в Москве станут первым представлением «Женщин-генералов семьи Ян» для иностранного зрителя — до сих пор труппа из Фучжоу исполняла за пределами Китая лишь отдельные сцены из спектакля. Сюжет пьесы основан на национальном эпосе о женщинах семьи Ян, которые после гибели полководца из своей семьи решили взять командование армией на себя. Сюжет пьесы не более чем легенда, однако в ее основе реальная война XII века между китайской династией Сун (960-1279) и народом тангутов, в 982 году освободившемся от власти Китая и в 1038 году основавшим государство Си Ся, существовавшее до 1227 года.


Кинофестиваль

Ретроспектива Веры Хитиловой

Кинотеатр «Пионер»

Кадр из фильма «Маргаритки»

Кадр из фильма «Маргаритки»

С 12 по 24 мая в кинотеатре «Пионер» Чешский культурный центр и Эйзенштейн-центр проводят ретроспективу Веры Хитиловой (1929-2014), крупнейшего мастера чешского кино. В масштабной программе показов как документальные, так и игровые ленты Хитиловой, включая ее знаменитые «Маргаритки» (1966). Дерзкое, новаторское, зачастую политизированное творчество режиссера оказалось разделено на две части длительным перерывом в первой половине 1970-х гг. Тогда Хитиловой запретили работать в профессии после событий «Пражской весны». Впервые будет показан в России фильм «Хитилова против Формана» (1982). В этой документальной ленте, снятой для телевидения Бельгии, Вера Хитилова, оставшаяся вопреки всем запретам и ограничениям жить и работать на родине, встречается со знаменитым соотечественником и коллегой Милошем Форманом («Пролетая над гнездом кукушки», «Регтайм», «Амадей», «Народ против Ларри Флинта»), который эмигрировал на Запад после советского вторжения в Чехословакию в 1968 году.


Кинофестиваль

Показы японских фильмов

Государственный музей Востока

Кадр из фильма «Рождение нового мессии»

Кадр из фильма «Рождение нового мессии»

Весьма интересные кинопоказы планирует в Государственном музее Востока и Японский фонд. 12 мая будет показан ранний фильм обладателя «Оскара» Ёдзиро Такиты «Семья Кимура» (Япония, 1988) с Каори Момои и Акирой Эмото. 19 мая — долгожданный многими в России показ фильма Тосихиро Тэнма «Счастливого возвращения» / «Рождение нового мессии» (Япония, 1993). Он снят по роману знаменитого режиссера и актера Такеши Китано, который также сыграл в этой черной комедии о религиозной секте одну из заметных ролей. В фильме также снимались Иттоку Кисибэ, Сусуму Тэрадзима и другие.


Фильм

Мисс Переполох

США, 2014
Режиссер: Питер Богданович

Кадр из фильма «Мисс Переполох»

Кадр из фильма «Мисс Переполох»

С 7 мая в российском прокате фильм «Мисс Переполох», с которым возвращается в большое кино после длительного перерыва признанный мастер Нового Голливуда 1970-х Питер Богданович. Его самые известные работы — «Последний киносеанс» (1971) и «Бумажная луна» (1973), получившие в общей сложности 3 «Оскара» за роли второго плана. Однако помимо серьезного психологического кино Богданович снимал также весьма оригинальные мюзиклы и комедии. Одной из таких комедийных лент является и новый фильм Богдановича, в котором сыграли Оуэн Уилсон («Полночь в Париже»), Имоджен Путс, Дженнифер Энистон и ключевая в творчестве режиссера актриса Сибилл Шепард («Последний киносеанс», «Наконец-то любовь», «Таксист» Мартина Скорсезе). Действие «Мисс Переполох» происходит на Бродвее, а подготовку к съемкам картины Богданович начал еще около 20 лет назад, в середине 1990-х.


Документальный фильм

Наступит ночь

Великобритания, 2014
Режиссер: Андре Сингер

Кадр из фильма «Наступит ночь»

Кадр из фильма «Наступит ночь»

С 7 мая в кинотеатрах идет и документальный фильм «Наступит ночь». Режиссер Андре Сингер создал кинокартину из съемок американской, британской и советской кинохроник, сделанных в Германии 1945 года. Операторы сняли на пленку увиденное союзниками после освобождения концлагерей Бухенвальд, Дахау, Берген-Бельзена. Эти уникальные видео — прямое и неоспоримое свидетельство чудовищных преступлений нацизма. Многие записи впервые можно будет увидеть на большом экране. Они поражают в самое сердце: неисчислимые тысячи мертвых тел, ряды бараков, истощенные и измученные выжившие. Сингер дополнил съемки того времени воспоминаниями спасенных узников, создав в итоге обжигающий и яростный антифашистский фильм.


Выставка

Трогательное искусство

Московский музей современного искусства

Выставка «Трогательное искусство»

Выставка «Трогательное искусство»

В Московском музее современного искусства (здание на Гоголевском бульваре, дом 10) до 24 мая продолжается выставка «Трогательное искусство», организованная музеем совместно с Фондом поддержки слепоглухих «Со-единение». Вход на экспозицию свободный. Выставка также является частью социокультурного проекта по интеграции слепоглухих людей в творческую среду «Прикасаемые». Проект стартовал осенью прошлого года на сцене Театра Наций с эскиза одноименного спектакля с участием тех, кто лишен слуха и зрения и вынужден знакомиться с миром через кончики пальцев. Представление реальных историй слепоглухих людей составляет документальную зону проекта. Ее дополняют разделы, посвященные спектаклю «Прикасаемые» и жизни Ольги Скороходовой, которая, не обладая зрением и слухом, защитила диссертацию и опубликовала монографию «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир», таким образом первой в России описав жизнь слепоглухого человека. Формат мира героев выставки — это жизненное пространство, четко ограниченное контуром собственного тела. В процессе адаптации это пространство «вырастает» до уровня вытянутой руки. Куратор на уровне эмоций, запахов, ассоциаций и ощущений стремится передать, как в этих условиях живут участники проекта.

Еще одной частью проекта стали лабораторно-дискуссионная площадка, а также пространство для погружения в проблематику и обмена в процессе дискуссий и мастер-классов наработками по социализации слепоглухих людей. Для слепоглухих организованы лаборатории (пластические, музыкальные, цветовые, архитектурные), мастер-классы, камерные спектакли при участии театра пластики рук; для зрячеслышащих — показы художественных и документальных фильмов, воркшопы по адаптации музейной среды для слабовидящих и глухих.

«Трогательное искусство» также представляет художественные проекты: Протей Темен создал инсталляцию, работающую с тактильными ощущениями и позволяющую, таким образом, приблизиться к пониманию мира человека лишенного зрения и слуха. Лилия Ли-ми-ян показывает фото- и видеопортреты участников проекта «Прикасаемые». Мария Ястребова экспонирует две видеоинсталляции, а Екатерина Джагарова воссоздает элементы сценографии спектакля. Невозможно объяснить, каким образом эти несколько небольших залов — фотографии, видео, цитаты и несколько-арт-объектов — так глубоко трогают посетителя и пробуждают в нем чувство общности с теми людьми, кто одновременно совсем или почти совсем лишен двух важнейших органов чувств: зрения и слуха. В этот момент общности в человеке просыпается настоящее.