Smart Art в июне

Smart art
2786 Копировать ссылку

Июньская жара требует от произведений искусства, помимо глубины, также особой легкости и освежающей душу ясности. Попробуем предложить в своем ежемесячном обзоре программу культурных мероприятий, построенную на таком необычном критерии.

Мультфильм

Чебурашка

Япония — Россия, 2013
Режиссер: Макото Накамура

Кадр из мультфильма «Чебурашка»

5 июня в прокат вышел «Чебурашка» Макото Накамуры (2013). Совместный японско-российский мультфильм с бюджетом 5 миллионов евро состоит из трех новелл по произведениям Эдуарда Успенского, не вошедшим в классическую экранизацию Романа Качанова.

Популярность Чебурашки в Стране восходящего солнца, побудившая одну из японских компаний купить права на продвижение его образа до 2023 года, делает этого персонажа Успенского одним из наиболее успешных образцов российской soft power.

Впрочем, вместо того, чтобы гордиться всемирным успехом отечественного мультперсонажа, Министерство культуры отозвало у фильма прокатное удостоверение, сославшись на жалобу «Союзмультфильма». Тем не менее, запланированные показы мультфильма пока продолжатся — по крайней мере, до 11 июня.


Фильм

Обещание

Франция — Бельгия, 2013
Режиссер: Патрис Леконт

Кадр из фильма «Обещание»

С того же дня в ограниченном прокате идет «Обещание» Патриса Леконта, снятое по новелле Стефана Цвейга «Путешествие в прошлое». Главные роли в фильме исполнили Алан Рикман, Ребекка Холл («Вики — Кристина — Барселона»), Ричард Мэдден.

Немало критиков говорят о поверхностности фильма по сравнению с первоисточником; режиссер и сам признает, что шел на компромиссы, согласившись снимать фильм на английском вместо немецкого, для того, чтобы заполучить Рикмана и Холл — без их имен он не нашел бы финансирования для проекта.

И тем не менее любая экранизация Цвейга заслуживает внимания. Действие мелодрамы «Обещание» происходит в период Первой мировой войны. Пожилой богач замечает притяжение между своей молодой женой и новым секретарем. Война вроде бы не является для Цвейга главным содержанием новеллы, но, становясь косвенной причиной разлук, она бросает людям вызов, требующий огромного мужества даже совсем вдалеке от фронтовых окопов.

Кадр из фильма «Обещание»

Стефан Цвейг подтвердил это своей жизнью и смертью. Из окон его горной виллы в Зальцбурге, навсегда покинутой писателем в 1934 году, можно было разглядеть вдалеке, через австро-германскую границу, Бертехсгаден — альпийскую резиденцию Гитлера. А в 1942-м Цвейг вместе с женой принял яд — далеко в Бразилии, не испытывая явных материальных проблем, не подвергаясь прямым угрозам, но не в силах жить оторванным от мирного прошлого Европы, которое (и которую!) он так любил.


Балет

Шотландский перепляс

Режиссер: Мэтью Боурн (Matthew Bourne)
Театр им. Моссовета

Фотография балета «Шотландский перепляс»

С 11 по 15 июня на сцене театра имени Моссовета «Шотландский перепляс» Мэтью Боурна. Шотландский балет (Глазго) приезжает в Москву в рамках перекрёстного года культуры России и Великобритании, театральную программу которого в Москве курирует Фестиваль имени Чехова.

Мэтью Боурн — мастер полной юмора легкой хореографии, наполненной интригой и драматургией. Его балеты, даже не очень новые (точнее, очень не новые — ведь «Перепляс» поставлен 20 лет назад, в 1994 году) неизменно вызывают в Москве большой интерес, не столько у балетных критиков, для которых Боурн слишком попсовый, а у обычных зрителей, гарантированно получающих от постановок хореографа предельную нарративную внятность в сочетании с фирменной иронией.


Выставка

Бубновый туз. К 80-летию Олега Целкова

Место: Фонд культуры «Екатерина»

Олег Целков. L.I.ART

С 4 июня Фонд культуры «Екатерина» представляет в своих залах на Кузнецком мосту выставку Олега Целкова, приуроченную к 80-летию художника.

Олег Целков, один из ярчайших представителей круга неофициальных советских художников, прошел путь от подпольных выставок до всемирной известности. Сегодня он — один из самых заметных русских художников в мире. Работы Целкова находятся в собраниях Государственного Эрмитажа, Музея Стеделейк (Амстердам), Третьяковской галереи, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Русского музея, музея Циммерли Университета Ратгерса (Нью-Джерси, США) и других крупных государственных и частных коллекциях.

На выставке в залах фонда будут показаны порядка 50 произведений, охватывающих период 1968-2011 гг., из собрания автора, государственных музеев и частных коллекций. Это первая московская экспозиция, представляющая творчество художника настолько полно.

Главные герои полотен Целкова — «морды», «маски», «личины» — появились еще в 1960-е и стали отличительной и самой узнаваемой чертой его живописи.

Масштабные полотна художника, сочетающие в себе лаконичность и монументальность, яркость цвета и тончайшую передачу полутонов, с невероятной силой притягивают зрителя и одновременно вызывают отторжение.

Олег Целков обладает эксцентричным характером, стоит «особняком», не вписываясь в общепринятые системы. Название выставки было предложено им самим. «Бубновыми тузами», как известно, называли каторжников. Для Целкова — это образ лихого хулигана, характерного персонажа «низовой» культуры, одинокого каторжника, апатрида, сперва исключенного из Академии художеств, а затем изгнанного из страны на Запад властями СССР в 1977 году.