Перспективы вступления балканских стран в Европейский Союз

В фокусе
3673 Копировать ссылку

После двух лет обсуждений Евросоюз наконец дал зелёный свет переговорам о вступлении Албании и Северной Македонии. В этой связи Никита Ляховецкий анализирует процесс евроинтеграции всего Балканского региона и объясняет, с какими проблемами сталкиваются страны на пути к общеевропейскому дому.

Балканский регион — настоящее поле битвы за влияние между ЕС, Китаем и Россией, ведь это не только уникальная кладовая природных ресурсов, но и важнейшая транзитная зона, связывающая Европу с Ближним Востоком.

Однако, несмотря на большое количество интеграционных программ, инициированных Брюсселем, статус региона остаётся неопределённым. Два балканских государства уже являются членами Европейского Союза — Словения вошла в ЕС в 2004 году, Хорватия — в 2013 (вступление Хорватии заняло 10 лет). Другие — находятся на разных этапах данного пути, из них четыре имеют статус «кандидата»: Албания, Северная Македония, Сербия и Черногория.

Стремление западно-балканских государств к членству в ЕС во многом обусловлено экономическими соображениями (свобода перемещения рабочей силы, товаров и услуг), но высшее руководство ЕС прекрасно понимает, что отрицательные эффекты включения региона в политическую рамку Союза могут превысить выгоды от открытия небольших балканских рынков, и так уже достаточно освоенных в наиболее прибыльных секторах крупными транснациональными корпорациями.

Еще одна обеспокоенность Европейского Союза: влияние не-западных игроков, таких как Россия и Китай, на страны региона. Долговая перегруженность, вызванная иностранными инвестициями, повышает вероятность политической зависимости от этих стран. Подобное взаимодействие не устраивает Брюссель, который стремится замкнуть на себе все финансовые потоки.

КНР открыла кредитную линию на 10 млрд долларов для создания дорожно-транспортных коридоров от греческой границы до Венгрии, с дополнительными 3 млрд для стран Западных Балкан. В разных местах идет модернизация железнодорожных путей и судоверфей. Китайцы обрели контроль над албанской частью строящегося транс-адриатического газопровода, в Боснии построены три новые ТЭЦ. Сделки заключаются из расчёта на будущее вступление балканских стран в ЕС, чтобы укрепить влияние Китая в Европе.

Экономические возможности России значительно скромнее, российские структуры развивают связи с дружественными партиями и консервативными организациями в регионе, многие из которых, продвигают антизападную, антилиберальную и националистическую повестку.

Прежде чем начать переговоры о членстве, потенциальные новые члены ЕС должны провести ряд реформ в таких областях, как экономическая политика, права человека, антикоррупционное законодательство. В мае 2019 года Европейская комиссия заявила, что Албания и Северная Македония достигли достаточного прогресса для начала переговоров о присоединении к ЕС.

Однако в октябре 2019 года Франция, Дания и Нидерланды на саммите ЕС заблокировали решение о начале переговоров о вступлении Албании и Северной Македонии. Это случилось, несмотря на рекомендацию Европейской комиссии и Европейского парламента, но для начала переговоров необходимо согласие всех государств-членов. Позиция Франции основывалась на том, что в Албании и Северной Македонии недостаточный уровень демократии, и начало процедуры вступления в ЕС может навредить сплочённости блока, и так пошатнувшейся после Брекзита.

Париж утверждает, что Албания и Северная Македония должны провести больше реформ, прежде чем начнутся переговоры. Дискуссия по поводу Албании носит особо сложный характер, поскольку и другие страны, помимо Франции, в том числе Нидерланды и Дания, имеют обоснованные опасения по поводу внутренней политической нестабильности, организованной преступности и приостановки некоторых реформ. Еще одним осложнением стал спор между странами, выступавшими против «разъединения» дел Северной Македонии и Албании, и странами, готовыми принять отказ Тиране в обмен на продвижение дела Скопье.

Это стало большим сюрпризом, так как партия Макрона La République En Marche является членом европарламентской фракции Renew Europe, правопреемницы «Альянса либералов и демократов за Европу» (ALDE), существовавшей с 2004 по 2019 год. ALDE, оставаясь большинством новой фракции, всегда стояла на позиции большой и объединенной Европы, поддерживая идею расширения Европейского Союза — эта цель является одной из основных, изложенных в программных документах Альянса: «Как самые последовательные и давние сторонники скорейшего расширения Европейского Союза, мы рады приветствовать в Союзе наших друзей из новых государств-членов. Мы твердо настроены на дальнейшее углубление, укрепление и расширение Европейского Союза.»

Дания и Нидерланды также заблокировали решение, хотя были открыты для рассмотрения двух стран по отдельности. Оба государства выступили против начала переговоров с Албанией, но предположили, что Северная Македония может получить зеленый свет. Еще один сюрприз от «Народной партии за свободу и демократию» (VVD), которая также является полноправным членом ALDE.

Жан-Клод Юнкер, покинувший свой пост председатель Европейской комиссии, сказал, что это «серьезная историческая ошибка», добавив: «если мы хотим, чтобы нас уважали, мы должны выполнять свои обещания».

Это решение также повредило проевропейским политикам на Западных Балканах и может привести к возвращению правых популистов к власти — например, в Северной Македонии, где выборы должны были пройти уже 12 апреля. Сейчас они отложены в связи с эпидемиологической ситуацией, новая дата голосования пока не назначена.

В резолюции, принятой Европарламентом в октябре, подчеркивалось, что обе страны отвечают требованиям для начала переговоров. Депутаты Европарламента сожалели о стремлении Франции, Дании и Нидерландов заблокировать это решение и говорили, что Албания и Северная Македония приложили значительные усилия в течение последних нескольких лет и соответствуют критериям ЕС, чтобы начать переговоры о членстве. Такое заключение было принято 412 голосами за, 136 против при 30 воздержавшихся.

Европейские лидеры прислушались к увещеванию Европейского парламента, и 24 марта 2020 Совет по общим вопросам ЕС дал зеленый свет открытию переговоров о вступлении в ЕС с Северной Македонией и Албанией в ходе видеоконференции. «Очень приятно, что государства-члены ЕС сегодня достигли политического соглашения об открытии переговоров о вступлении с Албанией и Северной Македонией. От всей души поздравляю обе страны. Это также посылает громкий и четкий сигнал на Западные Балканы: ваше будущее в ЕС», — заявил тогда комиссар по вопросам расширения ЕС Оливер Вархели.

Европейский совет (главы государств и правительств) также примет решение по этому вопросу, но когда это будет в их повестке дня, пока неизвестно. Скорее всего и решение Европейского совета будет положительным, однако не стоит думать, что переговоры дают гарантию скорого вступления. Так, переговоры с Турцией были начаты много лет назад, но очевидно, что закончатся они еще не скоро. Для вступления в ЕС Албании и Северной Македонии предстоит еще множество реформ, которые должны обеспечить стабильность институтов, гарантирующих демократию, верховенство закона, права человека, уважение и защиту прав меньшинств, существование функциональной рыночной экономики.

Наибольшие шансы на скорое присоединение к ЕС из балканских государств имеет Черногория, подавшая заявку на вступление 15 декабря 2008 года. Сейчас бывшая югославская республика находится в процессе реформирования своего законодательства под стандарты ЕС. Экологические проблемы и достаточно высокий уровень преступности — одни из главных проблем государства. Черногория подписала соглашение с правительством Болгарии в декабре 2007 года, в соответствии с которым Болгария будет помогать Черногории в ее евроатлантической интеграции и интеграции в ЕС. Для работы над этими вопросами в Министерстве иностранных дел и европейской интеграции Черногории есть специальное агентство, сосредоточенное на вступлении в ЕС.

27 июля 2010 года черногорский парламент принял закон о не дискриминации, который включает сексуальную ориентацию и гендерную идентичность в качестве запрещенных оснований для дискриминации. Это было одним из требований, которые страна должна была выполнить для вступления в ЕС. Черногория открыла почти все главы для обсуждения — процесс, в котором законодательство и институты приводится в соответствие с нормами ЕС, чтобы государство могло исполнять общие правила Союза. Черногория в настоящее время получает от ЕС 507 миллионов евро помощи в целях развития. Вступление Черногории в Евросоюз широко поддерживается как внутри страны, так и среди членов ЕС, и считается возможным к 2025 году.

Также к 2025 году может стать членом Евросоюза и Сербия, получившая статус кандидата в 2012 году, она открыла для обсуждения более половины глав. Самым большим препятствием на пути вступления Сербии в ЕС являются напряженные отношения с Косово, которое объявило о своей независимости 17 февраля 2008 года.

24 февраля 2012 года Сербия и Косово подписали соглашение, согласно которому самопровозглашённая республика получила право участвовать в региональных международных форумах по вопросам Балканского полуострова, а также договорились о совместном управлении пунктами пропуска на административной границе.

Вступление Косово в Европейский Союз также входит в планы будущего расширения. Косово признано ЕС потенциальным кандидатом на вступление. Однако мнения стран-членов ЕС по этому поводу разнятся — 5 из 28 стран-членов ЕС (Кипр, Греция, Румыния, Словакия, Испания) не признают его суверенитет. Несмотря на это, Косово официально считается потенциальным кандидатом на вступление и Совет Европейского Союза даёт ему четкую «европейскую перспективу».

Босния и Герцеговина была признана ЕС «потенциальной страной-кандидатом» для вступления решением Европейского совета в Салониках в 2003 году и входит в текущую повестку дня будущего расширения. Босния и Герцеговина официально подала заявку на членство 15 февраля 2016 года, после нескольких лет конституционных реформ и участия в Дейтонском мирном соглашении. Переговоры о вступлении ещё не начаты.

ЕС является основным донором, инвестором и торговым партнером Западных Балкан. С 2014 года Союз выделил более 1 миллиарда евро в поддержку жителей региона, реализацию программ развития. В ситуации сегодняшнего кризиса ЕС объявил о пакете двусторонней финансовой поддержки всем шести странам-кандидатам в Балканском регионе. Союз предоставит немедленную помощь в размере до 38 млн евро на случай чрезвычайной ситуации, связанной с COVID-19. На эти деньги будут закуплены респираторы, маски и другое медицинское оборудование, оплачиваются перелеты с доставкой помощи и покрываются насущные потребности людей. Кроме того, ЕС решил поддержать регион, перераспределив 374 миллиона евро на социально-экономическое восстановление региона, когда чрезвычайная ситуация закончится.

Несмотря на разное положение в плане переговоров и выполнения условий ЕС, чётко видно, что все Балканские государства, кто медленнее, а кто быстрее, движутся по пути европейской интеграции. Скорее всего, все они в конечном итоге станут частью Европейского Союза. Саммит Европейского Совета 2003 года в Салониках определил интеграцию Западных Балкан как приоритет расширения ЕС. Сербия и Черногория скорее всего завершат закрытие глав к 2025 году, и станут членами Союза. Вступление Северной Македонии и Албании скорее всего случится немного позже, ведь процесс переговоров начался только сейчас. Босния и Герцеговина, ещё не получившая статуса кандидата, замыкает этот список. Единственной страной балканского региона, европейское будущее которой не определено, остается Косово: пока все члены ЕС не признают его независимость, у страны нет шансов на вступление.