«Мы должны поставить под сомнение жадность элиты»

В фокусе
2729 Копировать ссылку

По итогам выборов в Европейский парламент 26 мая немецкие либералы — Свободная демократическая партия — получили почти на 2% и на 2 депутатских места больше, чем в 2014 году. Однако головокружения от успехов нет и в помине. Напротив: один из авторитетных старейшин партии, 86-летний бывший министр внутренних дел ФРГ Герхарт Баум выступил в издании «Шпигель» со статьей, где открыто высказал свою точку зрения на внутренние проблемы и недостатки СвДП, которые помешали либералам, в отличие от находящихся на коне Зеленых, получить по-настоящему впечатляющий результат.

Ряд выводов Герхарта Баума актуален и важен для либералов в России не менее, а скорее даже более, чем для либеральной партии в Германии. Например, необходимость говорить с широким кругом избирателей, а не только с узким, хотя и влиятельным общественным слоем. Или необходимость социальной повестки, невозможность игнорировать такие проблемы, как социальное расслоение, рождающее в России не только экономические, но и социокультурные разрывы. Или задача открыться для нового поколения граждан, которое приходит в гражданскую жизнь как Германии, так и России и других стран Европы. Искренне разделять ценности прогрессивной городской молодежи, ее гуманизм, космополитизм, толерантность, заботу об окружающей среде и свободолюбие, понимать повестку дня этих молодых людей с ее новыми для политики вопросами (подчас еще крамольными в глазах старшего поколения) и выражать в том числе и их интересы. Предлагаем вниманию читателей оперативный перевод статьи Баума на русский язык.


Свободная демократическая партия Германии (FDP)

Лидер СвДП Кристиан Линднер (с телефоном), Никола Беер (в центре), Фото: FDP

Результат выборов неутешителен. СвДП и близко не подошла к тем показателям, которые сама себе установила в качестве цели. Партия не достучалась до избирателя ни своими темами, ни главным кандидатом [Никола Беер, возглавлявшая список СвДП на выборах в Европейский парламент и ранее занимавшая пост генерального секретаря партии — SPJ]. СвДП на европейских выборах стала самой маленькой из основных партий. Создается впечатление, которое журналист Джованни ди Лоренцо выразил в своей статье в «Die Zeit»: СвДП выпала из времени. Она требовала «нового мышления» от других партий после своего успешного избрания в Бундестаг в 2017 году, но сама не оказалась для этого достаточно последовательной и убедительной.

Теперь помочь может только смелость взглянуть в глаза правде, а не ее приукрашивание — как это было в ночь после выборов. СвДП не может приписать себе усиление либеральной фракции в Европейском парламенте. Она слишком мало способствовала этому. Кроме того, идеи ее и Макрона относительно будущей либеральной европейской политики сильно отличаются друг от друга в некоторых вопросах.

Нужно самокритично оглянуться назад, на провалившиеся переговоры о создании Ямайка-коалиции [переговоры осенью 2017 года о создании после очередных выборов в Бундестаг коалиции из ХДС/ХСС (партийный цвет черный), СвДП (партийный цвет желтый) и Зеленых; вместе цвета образуют флаг Ямайки — SPJ]. Неудача принесла нам эту Большую коалицию [союз двух крупнейших политических сил — ХДС/ХСС и СДПГ — SPJ], которую не хотели ни избиратели, ни вошедшие в нее партии. Провал — и именно Линднер [Кристиан Линднер — лидер СвДП — SPJ] в конечном итоге выбросил полотенце на ринг, чем только открыл для Зеленых возможности, которые они использовали. Если теперь Ямайка-коалиция возникнет вновь, то, при нынешней расстановке сил, СвДП будет в ней последним колесом автомобиля. Почему это не обсуждать в партии более открыто, чтобы избежать в будущем такого положения?


Молодые протестующие излучают новую радостную энергию

Что посоветовать СвДП? Она должна остерегаться того, чтобы стать узко экономической партией. Как сказал Карл-Герман Флах, либерализм не должен защищать достоинство и свободу только одного слоя. Глобализация требует не только экологических, но и социальных структурных рамок, за которые Ральф Дарендорф выступал еще в 1990-е годы. Как бы ни были важны конкурентоспособность и рост, крайности капитализма должны подвергаться критическому анализу, включая жадность отдельных членов элиты и также (весьма взвешенно) неравномерное распределение доходов и благосостояния.

СвДП имеет дело со страхами и чувством беззащитности многих людей, с их неудовлетворенными стремлениями, с необходимостью сплочения, консолидации общества. Всё это требует как определенного содержания, так и определенного стиля аргументации. Всё это требует заслуживающей доверия эмпатии, глубоких дебатов о ценностях и понимания тех протестующих молодых людей, которые сейчас наполняют наше общество новой, освежающей и радостной энергией — сколь бы размытыми в деталях ни были их взгляды. Необходимо сделать шаг навстречу к этой молодежи. В конце концов, то, что среди молодых избирателей доля СвДП составляет 8%, обнадеживает, но процент Зеленых намного выше.

Мы имеем дело со страхами и чувством беззащитности людей, с их неудовлетворенными стремлениями, с необходимостью сплочения, консолидации общества. Всё это требует заслуживающей доверия эмпатии, глубоких дебатов о ценностях и понимания протестующих молодых людей, которые сейчас наполняют наше общество новой, освежающей и радостной энергией — сколь бы размытыми в деталях ни были их взгляды.

СвДП также не удалось внятно донести до граждан свою политику в вопросе изменения климата. У нее мало компетенции в этой области, и ее модель сертификации трудно воспринимается. СвДП так усердно выступает против предложений Зеленых, что ее собственные идеи остаются на заднем плане. Зачастую избиратель знает только о том, «чего СвДП не хочет». Примечательно, что, согласно недавнему опросу, даже эксперты и руководители предприятий отворачиваются от СвДП.


Искать стратегию против «капитализма данных» и мании безопасности

СвДП также неохотно занимается одной из самых больших угроз для свободы: это наступление «датенкракенов» [datenkraken — популярное слово в немецких политических дискуссиях последних лет, обозначает структуры, собирающие большой объем личных данных граждан, например — Google, Facebook, Amazon; от слов daten — «личные данные» и kraken — «осьминог», «спрут» — SPJ] на частную жизнь и самоопределение. Здесь уже долгое время было бы уместно не только либеральное гражданское движение против «капитализма данных» и мании безопасности — но также и государственное вмешательство, которого СвДП скорее сторонится.

Моей главной задачей в этой статье было указать на недостатки, а не ставить под вопрос в целом программу и политику СвДП. Они безошибочно выражают ключевые направления либеральной политики, которые не должны пересматриваться из-за результатов на выборах. В СвДП, безусловно, есть политики, особенно молодые, которые придерживаются либерального подхода к жизни. Партия нуждается во внутрипартийном обсуждении своего будущего. Обсуждении того, почему воинствующий либерализм не может успешно конкурировать с Зелеными!

Что остается для меня неизменным: голос либеральной партии является неотъемлемой частью партийного спектра нашей республики. И никакая другая партия не сможет заменить ее — когда и если она последовательно стремится к либеральным целям.

Источник: Der Spiegel, перевод: Александр Гнездилов 
Фото: Stefanie Herbst