Smart Art в октябре: фестивали

Smart art
2996 Копировать ссылку

Фестивальная жизнь в Москве, еще недавно необычайно бурная, теперь заметно иссякает. Причинами тому — как экономия государства на культуре и искусстве в связи с экономическим кризисом, так и растущая враждебность правящих кругов к контактам российского общества с внешним миром. Тем острее и сильнее ощущается значимость и неповторимость каждого из фестивальных показов. Мы выбрали наиболее значимые и потенциально интересные события из октябрьских кино- и театральных фестивальных программ.

Beat Film Festival

До 4 октября в 15 городах России (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Челябинск, Нижний Новгород, Самара, Казань, Ростов-на-Дону, Красноярск, Воронеж, Хабаровск, Владивосток, Калиниград, Ярославль) и в Минске проходит ежегодный Beat Film Festival — Международный фестиваль нового документального кино о музыке и современной культуре. 

В его программу входит и «B-Movie: Шум и Ярость в Западном Берлине» (B-Movie: Lust & Sound in West Berlin 1979-1989, Германия, 2015, режиссеры Йорг А. Хоппе, Хайко Ланге и Клаус Маек), призер Берлинале этого года. Это кино, полу-документальное (в нем использовано множество редких частных видео), полу-игровое — история англичанина Марка Ридера, уехавшего в юности из серости социалистического Соединенного Королевства 1970-х в Западный Берлин, чтобы найти в этом островке свободы на границе Запада и Востока пространство для личной свободы, творчества и самовыражения.

B-Movie: Шум и Ярость в Западном Берлине

Кадр из фильма «B-Movie: Шум и Ярость в Западном Берлине» (трейлер)

Наполненный музыкой, с великолепно выстроенным панк-роковским рваным ритмом «B-Movie: Шум и Ярость в Западном Берлине» населяют совсем молодые Ник Кейв, Нина Хаген, Тильда Суинтон и множество музыкантов и художников, о которых мы сегодня даже и не подозреваем. В этом погружении есть одновременно и портрет эпохи, и портрет поколения, и портрет великого города, о новом, уникальном лице которого уже после объединения его бургомистр Клаус Воверайт скажет: «Берлин бедный, но сексуальный». Сила и убедительность личного взгляда в фильме такова, что понемногу начинаешь вместе с его создателями тосковать по времени разделенного города, которое закончится с падением Берлинской стены и сменится нормализацией уклада жизни, восстановлением разорванной на время буржуазной обыденности.

Есть в «B-Movie» и Восточный Берлин: эту витрину социализма герои убийственно определяют как «Диснейлэнд депрессива». Кстати, фильм и его молодые герои важны для нас сегодня еще и потому, что являют собой разительный контраст с современной Москвой, где свобода и дерзость погребены под слоями плитки, форматов и согласований с чиновниками. Западный Берлин, окруженный колючей проволокой город, сумевший тем не менее стать эксклюзивным пространством свободы, общественной инициативы и гражданской самодеятельности в разгар Холодной войны — как прямая противоположность городу, в котором даже «европеизация» и хипстеризация последних лет оборачиваются единообразной, лишенной гибкости и фантазии, насаждаемой сверху и полной скрытых запретов генеральной линией.



Solo

До 10 октября в Театральном центре СТД РФ «На Страстном» проходит VIII Международный фестиваль моноспектаклей «Solo». Так, 3 октября итальянская актриса Элена Буччи играет сочиненный и поставленный ей самой спектакль «Не чувствовать боль» об Элеоноре Дузе (1858-1924), выдающейся актрисе своего времени, той самой, которую не следовало хвалить при Аркадиной в чеховской «Чайке».

Спектакль «Не чувствовать боль»

Спектакль «Не чувствовать боль»

4 октября Хендрик Тоомпере исполнит свой одноименный с названием фестиваля спектакль — «Соло» театра «R.A.A.A.M.» (Таллинн, Эстония), о преступнике, который в безудержной жажде потребления буквально поедает шедевры живописи. Специально для фестиваля спектакль будет играться не на эстонском, а на русском языке.

Спектакль «Что есть время?», режиссер Дени Генун

Спектакль «Что есть время?»

9 октября французская компания «Artepo» представит постановку «Что есть время?», режиссер Дени Генун, исполнитель Станислас Рокетт. Литературная первооснова этой работы — книга XI «Исповеди» Блаженного Августина, так что у зрителей спектакля будет редчайшая возможность — подобно Арамису и д'Артаньяну, не сойтись во мнениях относительно «одного места» в сочинениях этого христианского святого.



Territoriя

В Москве проходит Международный фестиваль-школа «Territoriя». В его программе 2 и 3 октября в Театре наций компания «L'A./ Рашид Урамдан» (Париж, Франция) представит танцевальный спектакль «Сфумато». Наполненная дымом и водой, сцена олицетворяет мир почти непрерывных дождей и туманов: спектакль посвящен экологическим проблемам планеты. Сам термин «сфумато» означает в живописи смягчение очертаний фигур и предметов, которое позволяет передать окутывающий их воздух — прием, разработанный Леонардо да Винчи

3, 4, 7, 8 октября в Московском музее современного искусства (ММОМА) совместный проект фестиваля, музея и Французского института в России — перформанс-инсталляция художника Лорана Перно и хореографа Анны Абалихиной «Фрагмент бесконечности».

Гоголь-центр представит 3 и 4 октября на фестивале недавнюю премьеру — спектакль Кирилла Серебренникова по произведению Николая Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», а 6 октября в Театре наций спектакль «Превращаемые (MORPHED)» компании финского хореографа Теро Сааринена, посвященный природе мужчины.

Спектакль «Кому на Руси жить хорошо»

Спектакль «Кому на Руси жить хорошо»

9 и 10 октября фестиваль завершится спектаклем Хайнера Гёббельса «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой». Знаменитый режиссер-авангардист впервые работает в России, перенося на сцену Электротеатра «Станиславский» спектакль, поставленный им в театре «Види Лозанн» (Швейцария) в 1998 году.



Балтийский дом

На фестивале «Балтийский дом» в Санкт-Петербурге 3 октября Малый театр Вильнюса (Литва) представит спектакль по пьесе выдающегося австрийского драматурга XX века Томаса Бернхарда «Минетти», в которую главную роль исполняет знаменитый «някрошюсовский» актер Владас Багдонас. Режиссер спектакля и руководитель театра Римас Туминас в настоящий момент готовит постановку этой же пьесы на другой руководимой им сцене — в Московском театре имени Евгения Вахтангова с Владимиром Симоновым в главной роли. Премьера московского римейка «Минетти» (а выпуск новых версий своих прежних вильнюсских спектаклей стал для Туминаса уже обычным делом) состоится 3, 4, 15 и 27 октября на Малой сцене вахтанговцев, открытой после продолжительного строительства нового здания на Арбате.

Спектакль «Минетти» в постановке Римаса Туминаса

Спектакль «Минетти»

Томас Бернхард назвал свою, написанную в 1976 году, пьесу о старом артисте, долго не выходившем на сцену и мечтающем напоследок перед смертью сыграть короля Лира, именем реального человека — немецкого актера Бернхарда Минетти (1905-1998), который и стал первым исполнителем этой роли. Вопреки театральным суевериям, реальный Минетти не побоялся выйти в 1977 году на сцену в роли умирающего однофамильца и играл в театре еще два десятилетия. Актер не только исполнил-таки Лира и стал патриархом-долгожителем немецкой сцены (своеобразным аналогом российского Владимира Зельдина), но, кстати, и пережил на 9 лет автора пьесы о смерти своего альтер-эго — Томас Бернхард ушел из жизни в 1989 году, в возрасте 58 лет.



Сезон Станиславского

Нельзя не заметить существенное сокращение афиш практически всех осенних театральных фестивалей по сравнению с предыдущими годами: сказываются нарастающий экономический кризис и растущая экономия бюджета, сильно затрагивающая культуру и искусство. Так, афиша «Сезона Станиславского» включает в себя на этот раз всего три названия — страшно жаль, что не приедет, например, ранее объявленный в планах фестиваля спектакль выдающегося польского режиссера Кристиана Люпы «Площадь героев» по пьесе Томаса Бернхарда.

Спектакль «Братья и сестры» в постановке Льва Додина

Спектакль «Братья и сестры»

Тем не менее, 10 и 11 октября на сцене театра «Et Сetera» состоится первый показ обновленного спектакля Малого драматического театра — Театра Европы (Санкт-Петербург) «Братья и сестры» в постановке Льва Додина. Идущий около 7 часов спектакль, поставленный в 1985 году, стал для МДТ «Чайкой», не просто «визитной карточкой» театра Додина, но и источником его жизненной силы. Три десятилетия в постановке по произведению Федора Абрамова играли те, с кого начинался нынешний МДТ — Театр Европы. И вот в этом году настало время для полного обновления легенды.