Smart Art в декабре

Smart art
2913 Копировать ссылку

Новый выпуск обзора культурных событий объединяет и сталкивает лицом к лицу традиционную культуру и постмодернизм, одной из тенденций которого в последнее время всё чаще становится апелляция к архаике. В искусстве, как и в политике, всё больше попыток со стороны так называемых «консервативных революционеров» вместо осмысления, критической переоценки сложившейся культуры и тем самым ее развития, просто вытеснять традицию при помощи подмен, создания в прошлом ложных, вымышленных образцов, норм и устоев. Примером такой подмены может быть современный джихадизм, мало общего имеющий с традиционным исламом. Аналогичные фальсификации мы видим сегодня и в официальной культурной политике России. Предлагаем вашему вниманию честный постмодерн и настоящие традиции.

Спектакль
Мушкетеры. Сага. Часть первая
МХТ им А. Чехова
Режиссер: Константин Богомолов
В ролях: Сергей Чонишвили, Виктор Вержбицкий, Ирина Мирошниченко, Александр Семчев, Роза Хайруллина, Игорь Миркурбанов, Игорь Верник, Андрей Бурковский, Марина Зудина, Александра Ребенок, Павел Табаков, Павел Ващилин и другие

Мушкетеры. Сага. Часть первая

Игорь Верник, Андрей Бурковский и Игорь Миркурбанов. Фото: Ольга Рожкова

4, 21 и 22 декабря на сцене Московского Художественного театра «Мушкетеры. Сага. Часть первая». Новый спектакль Константина Богомолова, с одной стороны, по форме и жанру наследует двум другим масштабным полотнам режиссера на сцене МХТ: вместе со спектаклями «Идеальный муж. Комедия» и «Карамазовы», «Мушкетеры» образуют три тома энциклопедии современной российской жизни. В то же время, перед нами результат не прекращающей эволюции режиссера Богомолова: всё меньше политики, всё меньше автора, послужившего основной отправной точкой. Всё больше личного. Всё больше текста, написанного самим постановщиком — в «Мушкетерах» его доля уже приближается к 100%.

В тексте очевидно влияние Владимира Сорокина и других ведущих авторов российского постмодерна. Оригинальный и глубоко индивидуальный режиссёр, отдельно стоящий от всех театральных течений, писательски Богомолов оказывается глубоко вписан в мейнстрим современного литературного процесса. Это не минус, но и не плюс.

Действие в спектакле, развитие событий — куда менее важны, чем текст. Филфак МГУ явно преобладает над режиссерским факультетом ГИТИСа. Задним числом, выйдя из зала, можно вполне отчетливо реконструировать основные сюжетные повороты, однако во время спектакля его нить регулярно теряется в словесной игре. Последняя изобретательна и местами необычайно остроумна. При этом режиссёр не подсказывает нам, как относиться к многословным философским тирадам героев: следует ли воспринимать их, зачастую высокопарные и пафосные, речения как стёб или же автор говорит с нами через персонажей вполне серьезно и искренне. Каждый волен определяться по отношению к звучащему со сцены самостоятельно и вполне свободно, искать свои точки соприкосновения с масштабным клубком аллюзий и тем.

Мушкетеры. Сага. Часть первая. Ирина Мирошниченко

Ирина Мирошниченко. Фото: Евгений Чесноков

Главные герои спектакля — мушкетеры — люди служивые. В разное время и в разных обстоятельствах они в юности оказались призваны в ряды государственной машины. Полагая, что служат прекрасной романтической королеве (в роли этой женщины-символа — Ирина Мирошниченко), они в реальности оказываются в руках полу-силовика, полу-священника — кардинала Решалье (именно так!), который кардинально решает именем государства и нации далеко не благовидные задачи (Виктор Вержбицкий).

Прекрасная страна, живущая в сердце каждого, но являющаяся лишь маской, скрывающей серые, невыразительные лица подлинных правителей. Трагизм служения злу во имя высоких идеалов, которые на самом деле абстракция. Вообще — трагизм служения, когда человек приносит свою судьбу в жертву чему бы то ни было. Кошмар, когда вместо правды ты оказываешься на стороне лжи, вместо мира несешь войну и даже самая жизнь — лишь иллюзия, за которой стоит смерть. И когда смерть (как в невероятном и почти невыносимом монологе Розы Хайруллиной в последнем акте спектакля) — не повод ни оглянуться, ни задуматься, ни измениться.

При этом пафос предельно снижен: перед нами грубые, циничные вояки, которых мало сдерживают приличия и номы морали. Испытание на прочность случайно попадающего в среду силовиков-службистов южанина-провинциала Артаняна, не поступившего в Москве в театральный ВУЗ становится поводом для того, чтобы заглянуть в экзистенциальные бездны, в которых, осознанно или неосознанно, вот уже век пребывают люди на просторах сперва советского, а затем постсоветского пространства.



Спектакль
Квит на квит
Театр им. В. Маяковского
Режиссер: Юрий Иоффе
В ролях: Евгений Парамонов, Роман Фомин, Мария Бурляева, Дарья Хорошилова, Наталья Коренная, Юлия Самойленко, Вячеслав Ковалев, Константин Константинов, Анна-Анастасия Романова, Ольга Ергина, Оксана Киселева, Максим Глебов, Нина Щеголева и другие

Квит на квит

Спектакль «Квит на квит»

В тот же день, 4 декабря, на малой сцене Академического театра имени Маяковского в последний пройдет спектакль «Квит на квит», поставленный Юрием Иоффе по мотивам романа малоизвестного писателя конца XIX и начала XX века Алексея Будищева «Пробужденная совесть».

Трудно, казалось бы, представить себе спектакль, более противоположный «Мушкетерам» Богомолова — традиционный театр, традиционная (да еще и глубоко вторичная) литературная основа. Однако вторичность первоосновы здесь из недостатка прекращена режиссером в отправную точку постановки. Этот бульварно-мелодраматический детектив оказывается полон отсылов к российской и мировой литературе — тут всплывают то «мышеловка» из «Гамлета», то мольеровские скупцы, то «Преступление и наказание», то любимые Островским мотивы любви и денег, то его же провинциальные актеры, то чеховский «Злоумышленник».

Так, с миру по нитке и возникает спектакль, в пошлости которого оказывается повинен не обделенный гениальностью писатель Будищев, создатель литературной основы, а герои действа, обитатели тех самых русских усадеб, которые здесь так странно смахивают на население Рублевки, на современную российскую (и не только) буржуазию. Тут и гламур, и жлобство, и тщательно скрываемая эротомания под видом приличий, и предвестье революционной бури, и такие современные коммерсанты, министры и следователи... И главное — тот обыватель, который, если загнать его в угол, окажется в борьбе за свой бытовой комфорт пострашнее террориста или бывалого преступника.



Выставка
Россия. Реализм. XXI век
Русский музей

Дмитрий Локтионов. Зайцы и капуста. Предчувствие гражданской войны. 2015.

Дмитрий Локтионов. Зайцы и капуста. Предчувствие гражданской войны. 2015

В Русском музее проходит выставка, представляющая различные пути развития реалистической традиции в творчестве современных российских художников, работающих на грани академизма, фотореализма и других вариаций этого направления, возникших в последние десятилетия ХХ века. Экспозицию составляют произведения известных, преимущественно молодых живописцев и графиков Петербурга и Москвы (Алексей Беляев-Гинтовт, Екатерина Грачева, Вадим Григорьев-Башун, Александр Дашевский, Фрол Иванов, Денис Ичитовкин, Таисия Короткова, Кирилл Котешов, Ольга Оснач, Павел Отдельнов, Екатерина и Игорь Пестов, Владимир Потапов, Виталий Пушницкий, Керим Рагимов, Хамид Савкуев, Виктор Сафонкин, Мария Сафронова, Михаил Хазин и другие).

Несмотря на то, что участники данного проекта не принадлежат к какому-либо одному объединению или кругу единомышленников, имеющих четко выраженную художественную позицию, экспозиция имеет целостную концепцию. Многих из этих мастеров сближает стремление зафиксировать в острой, порой провокативной форме новый угол зрения, под которым в настоящее время рассматривается реалистическая традиция.

Круг интересов авторов представленных работ весьма широк: это пристрастие к «уходящей натуре» и проявлениям «советского» в современности или отступление художника на позицию наблюдателя, который воздерживается от оценок и комментариев.



Выставка
Культура народов Южной Сибири
Государственный Эрмитаж

Культура народов Южной Сибири

Выставка «Культура народов Южной Сибири»

Выставка в Эрмитаже (Зимний дворец, залы 28-32) рассказывает об истории и культуре народов Саяно-Алтая, Забайкалья и Южной Сибири и охватывает хронологический период от скифского времени до средневековья (VIII век до н. э. — XIII в.). В залах, посвященных скифской эпохе, центральное место занимают находки с Алтая и из Тувы. Их дополняют материалы тагарской культуры, занимавшей территорию Минусинской котловины. Материалы посвященные кочевническому народу хунну рассказывают об их повседневной жизни. Завершают выставку памятники культуры тюркоязычных государств, существовавших на территории Саяно-Алтая и Южной Сибири в VI — XIII вв.

Одним из наиболее ярких археологических памятников «скифской» эпохи является могильник Пазырык, расположенный на южном склоне Чулышманского хребта в Восточном Алтае. Ценнейшие находки из комплекса погребения Пятого кургана (IV — III вв. до н.э. ), последнего из «царских» захоронений в урочище Пазырык, экспонируются в зале 26. Здесь можно видеть сруб из бревен лиственницы из погребальной камеры, деревянную погребальную колесницу, войлочный ковер с ритуальными сценами, выполненными в технике аппликации, а также древнейший в мире ворсовый ковер.



Выставка
Сокровища Гималаев
Буддийский культурный центр

Сокровища Гималаев

Выставка «Сокровища Гималаев». Фото: Александр Хитров

До 14 декабря в Москве в Буддийском культурном центре проходит передвижная выставка «Сокровища Гималаев», объехавшая многие города России. Экспозиция позволяет в полной мере оценить обширность и разнообразие буддийской культуры Гималаев, развивавшейся на протяжении тысячи лет.

Проект организован под эгидой Международной общественной организации содействия сохранению культурно-исторических традиций народов Центральной Азии «Культурное наследие Гималаев» при поддержке Российской Ассоциации Буддистов Алмазного пути традиции Карма Кагью.

Коллекция экспонатов появилась на свет благодаря щедрости частных лиц, коллекционеров и силами энтузиастов. Она насчитывает более 300 экспонатов, созданных в мастерских и монастырях Индии, Непала, Тибета, Монголии, Бурятии, Калмыкии. Основные разделы выставки: статуи, тханки, миниатюрные ступы и фотографии путешественников. Эту коллекцию редких экспонатов дополняет насыщенная программа: лекции об искусстве и культуре Гималаев, мастер-классы, кинопоказы, живые концерты этнической музыки.


Заглавная иллюстрация: Алексей Беляев-Гинтовт. Парад победы 2937. 2010