Smart Art в июле

Smart art
2860 Копировать ссылку

Диалог различных творческих традиций и исторических эпох не только позволяет зрителю узнать другое и новое, но также явно обозначает единство человечества, единство устремлений человеческой души, общность как заблуждений, так и надежд, и удивительное постоянство жизненных ситуаций, переходящих из страны в страну и из века в век.

2 и 3 июля на сцене Театра имени Моссовета Центр сценических искусств Сидзуока (Япония) представляет в рамках продолжающегося Международного театрального фестиваля имени Чехова спектакль «Махабхарата — Налачаритам», поставленный режиссером Сатоси Мияги по мотивам древнеиндийского эпоса.

Спектакль «Махабхарата — Налачаритам»

Спектакль «Махабхарата — Налачаритам»

Конечно, взявшийся за «Махабхарату» режиссер не мог не понимать, что его работу театралы всего мира будут воспринимать в контексте одноименной легендарной постановки Питера Брука 1980-х гг. Мияги, однако, сосредоточился на одной из историй эпоса — возвышенно-романтической легенде о любви короля и принцессы. Он перенес действие в свою страну эпохи Хэйан (VIII–XII вв.), которая была временем развития наиболее утонченной аристократической культуры в истории Японии. В спектакле использовались приемы различных направлений традиционного театрального искусства Страны восходящего солнца и оригинальное оформление с использованием белой бумаги.

Завершится Чеховский фестиваль также на сцене Театра имени Моссовета — 13, 14, 15, 16 и 17 июля там будут играть спектакль Театра Одеон — Театра Европы (Франция) «Любовные признания» по пьесе Пьера Мариво (1688–1763). В России до сих пор не слишком обычными выглядят постановки на сцене пьес этого классика французской литературы, само имя которого, послужив основой для слова «мариводаж» (т. е. изображение тонких и богатых нюансами любовных перипетий), стало нарицательным.

Спектакль «Любовные признания»

Спектакль «Любовные признания»

Театр Одеон — один из шести так называемых «национальных театров Франции», что можно приблизительно уподобить статусу академического театра в России. С 2012 года Одеоном, получившим также почетный статус Театра Европы, руководит знаменитый европейский режиссер, уроженец Швейцарии Люк Бонди, именно им поставлены «Любовные признания». Главные роли в спектакле исполняют актеры, которых мы хорошо знаем по французскому и мировому кинематографу — это прославленная Изабель Юппер (четырехкратная обладательница наград за лучшие женские роли кинофестивалей в Каннах (1978, 2001) и в Венеции (1988, 1995) и восходящая звезда Луи Гаррель, первую известность которому принесли «Мечтатели» Бернардо Бертолуччи (2003).

Сам Театр имени Моссовета играет 23 июля «Морское путешествие 1933 года». Жанр этого премьерного спектакля в постановке Юрия Еремина обозначен как «театральная вариация на тему фильма С. Крамера «Корабль дураков». Кинокартина голливудского классика Стэнли Крамера (1913–2001), гуманиста и приверженца социальной тематики, вышла на экраны в 1965 году. «Корабль дураков» стал последним фильмом для легендарной Вивьен Ли (1913–1967), в нем также играли Симона Синьоре, Ли Марвин, Джордж Сигал, Хосе Феррер, Оскар Вернер, Майкл Данн. Фильм получил тогда двух Оскаров за лучшую работу оператора и художника и три номинации для актеров.

Спектакль «Морское путешествие 1933 года»

Спектакль «Морское путешествие 1933 года»

Совершенно неслучайно понадобилась в сегодняшней России Юрию Еремину эта история о корабле, плывущем из Америки в нацистскую Германию 1933 года. Пассажиры корабля и его команда — люди, которых неудержимо несет к большой беде. Однако это их плавание в страшное завтра совсем не случайность и не игра судьбы, почти каждый из них оказался на борту «корабля дураков» из-за своих пороков или слабостей, из-за тщетных надежд, иллюзий, заблуждений. Это прямая противоположность Ноеву ковчегу.

В спектакле заняты Нина Дробышева, Евгения Крюкова, Екатерина Гусева, Ольга Кабо, Ирина Климова, Галина Дашевская, Ольга Анохина, Дмитрий Журавлев, Дмитрий Щербина, Валерий Яременко, Сергей Виноградов, Александр Яцко, Виктор Гордеев, Александр Бобровский и другие.

В рамках программы «Третьяковская галерея открывает свои запасники» в Лаврушинском переулке начала свою работу выставка, посвященная творчеству скульптора Сергея Конёнкова (1874–1971). Как отмечается на сайте галереи, это «легендарная фигура в истории русской скульптуры XX века. Уже при жизни его называли «русским Роденом», а его работы сравнивали с античной пластикой и Пергамом. Организаторы намерены «показать, как из сплава увлечений культурами прошлого рождался остросовременный пластический язык, адекватно воплотивший смену настроений в искусстве конца XIX — первой четверти XX века.

С.Т. Коненков «Коленопреклоненная»

С.Т. Коненков «Коленопреклоненная»

Экспозиция охватывает ранний период творчества Конёнкова: с 1897 года, после окончания обучения и образовательной поездки в Европу, до 1919-го. Бо́льшая и лучшая часть наследия скульптора этого времени ныне сосредоточена в Третьяковской галерее. Для раннего периода творчества Конёнкова характерно внимание к классической античности, древнегреческой архаике и древнеславянским языческим образам. Так, черты классической скульптуры проявились в произведениях, демонстрирующих высочайший уровень работы с мрамором, одним из самых ценных скульптурных материалов: голова «Нике» (1906), женский торс (1913). Греческая архаика стала источником творческого импульса для создания горельефа «Пиршество» (1910, дерево) — редкого образца декоративного искусства в творчестве Конёнкова. Скульптор также обращается к «народным, фольклорным, гротескно сказочным славянским образам» — например, в «Старичке-полевичке» и «Стрибоге» (оба — 1910), которые демонстрируют виртуозную технику работы с деревом.